Общие правила игры в русский бильярд. Бильярд. Виды и особенности. Как играть и правила. Интересные факты Русский бильярд. Штрафы

На сегодняшний день существует 4 вида игры в бильярд: американский пул, русский бильярд, снукер и карамболь. Правила в каждой игре разные и игра проводится по-разному, вот в русском бильярде, пуле и снукере играют на бильярдном столе с лузами, а вот в карамболе играют на столе без луз. Для того или иного вида игры в бильярд используют разные по своей геометрии бильярдные столы.

Начнем мы сегодня с – американского пула. Это один из видов игры в бильярд, который пользуется огромной популярностью во всем мире. Не обошло это правило по популярности Россию и Украину. В чем же суть? Так вот, основная особенность этого вида игры является – стол, который имеет размер 9 футов и огромные лузы — приблизительно по 13 см. Играют 16-тью разноцветными шарами, которые в диаметре 5,72 см. и которые закатывать в лузы необходимо также по определенным правилам. Правила просты и по этому это привлекает много поклонников, а за счет геометрии стола, игра становится просто потрясающей.

Еще одной разновидностью бильярда является – русский бильярд. Эта разновидность бильярда, предусматривает игру на столе с лузами и получила огромное количество поклонников не только в России, но еще и в Польше, Монголии, Финляндии и Греции. Стол для этой игры используют размером 12 футов – это турнирный, но это не обязательно, для этого вида игры можно использовать столы и меньших размеров: 11, 10 футов и тд. Играют также как и в предыдущем виде 16-тью шарами, но диаметр их 6,8 см. Что касается внешнего вида шаров, так 15-ть шаров пронумерованы от 1 до 15и одного цвета, а 16-тий не пронумерованный и отличается цветом. Лузы в русском бильярде больше диаметра шара всего на несколько миллиметров. Цель данной игры – ударить кием по не пронумерованному шару, который в свою очередь ударит другой или другие шары, которые должны попасть в лузы. Эти особенности и являются составляющими русского бильярда.

Это вид бильярда, где на столе нет луз. Он получил огромное распространение по всей Европе, Америке, Индонезии и Японии. Играют на столе размером 10 фунтов, который без луз и всего 3-мя шарами в диаметре 6 см. Два шара из трех — белого цвета, а третий – красного. Целью этого вида бильярда является, особый удар кием по шару, который в свою очередь должен ударится об несколько бортов, а затем задеть другой шар. Эта разновидность бильярда считается самой сложной.

Этот вид бильярда, как и пул и русский – с лузами. Играют на столе размером 12 футов, считается спортивным вариантом, где лузы имеют размер почти 12 см. В игре используется 22 цветных шара диаметром 5, 24 см, из которых 15 – красного цвета, а остальные 7 – имеют разную разноцветность. Каждый разноцветный шар имеет свое достоинство в игре. Могу подчеркнуть, что эта игра не меняла свои правила более 10 лет, что привлекала своей сложность выдающихся англичан.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас 30 сентября 2017 года, суббота, а значит в эфире Первого канала идёт наша любимая передача «Кто хочет стать миллионером?» с ведущим Дмитрием Дибровым. В этой статье можно ознакомиться со всеми вопросами, прозвучавшими в сегодняшней игре, а также узнать все верные ответы в игре «Кто хочет стать миллионером?» за 30.09.2017. Напомню, что эта передача последняя в сентябре, ведь сегодня последний сентябрьский день.

В первой части сегодняшней игры "Кто хочет стать миллионером?" за 30 сентября 2017 года играют Алла Михеева и Илья Авербух . Участники игры выбрали несгораемую сумму в 400 000 рублей, так как эта сумма нравится Алле Михеевой.

1. Как называется комедия Гоголя?

  • "Аудитор"
  • "Коллектор"
  • "Рэкетир"
  • "Ревизор"

2. Что говорят о газетной статье на актуальную тему?

  • на злобу дня
  • на приветливость утра
  • на таинственность ночи
  • на доброту вечера

3. Что помогает закрыть створки окна?

  • шпингалет
  • малец
  • пацанчик

4. Кто или что, если верить Карлу Марксу, бродит по Европе?

  • призрак коммунизма
  • привидение капитализма
  • дементор социализма
  • зомби царизма

5. Какой финт виртуозно исполнял Зинедин Зидан?

  • "болтушка"
  • "хлопушка"
  • "заглушка"
  • "вертушка"
  • лекари человеческих сердец
  • архитекторы человеческих мозгов
  • инженеры человеческих душ
  • дворники человеческой совести

7. Что помогло Филеасу Фоггу выиграть пари в романе "Вокруг света за 80 дней"?

  • экватор
  • нулевой меридиан
  • Южный тропик
  • линия перемены дат

8. Для какой разновидности бильярда понадобятся 15 красных шаров?

  • английский снукер
  • русский бильярд
  • американский пул
  • французский карамболь

9. В каком городе в 1943 году прошла первая в мире Неделя моды?

  • Париж
  • Милан
  • Нью-Йорк
  • Лондон

10. Как зовут мисс Марпл, героиню романов Агаты Кристи?

  • Диана
  • Дорис
  • Джейн
  • Агата
  • басом
  • баритоном
  • тенором
  • никаким не поёт

12. Какая профессия была у Филиппа Пети, который в 1970-х годах арендовал вертолёт и кружил над зданиями Всемирного торгового центра?

  • разведчик
  • метеоролог
  • канатоходец
  • режиссёр

13. Что, как недавно выяснили учёные, способны делать гусеницы большой восковой моли?

  • вырабатывать электричество
  • считать до трёх
  • превращать графит в алмаз
  • разлагать полиэтилен

14. Что вдохновило Эдварда Мунка на картину "Крик"?

  • извержение вулкана
  • гроза
  • пожар
  • автокатастрофа

Игроки благоразумно отказались отвечать на четырнадцатый вопрос и решили забрать выигрыш в 800 000 рублей, с чем их и поздравляем.

Началась вторая часть игры "Кто хочет стать миллионером?" за 30.09.2017. Во второй части участвуют ведущие Первого канала Марина Ким и Пётр Толстой . Игроки выбрали несгораемую сумму в 1 500 000 рублей, что было весьма неразумно.

1. Что говорят о человеке, оказавшемся в затруднительном финансовом положении?

  • плывёт по течению
  • толчёт воду в ступе
  • ждёт у моря погоды
  • сидит на мели

2. Что льётся из бытового кулера?

  • нефть
  • вода
  • виски
  • песня

3. Что можно обнаружить на полушариях головного мозга?

  • кору
  • листья
  • корни
  • побеги

4. Что такое хоккейный буллит?

  • штрафной круг
  • штрафная площадь
  • штрафной бросок
  • скамейка штрафников

5. Кого или что держит в руках шафер во время венчания?

  • жениха
  • венец
  • цветы
  • невесту

6. Как называется птица семейства соколиных?

  • балабан
  • балабол
  • баламут
  • балагур

7. Чьё название не образовано от слова "весть"?

  • вестника
  • вестового
  • весталки
  • прдвестницы

8. Какие страны соединяет Монбланский тоннель?

  • Францию и Швейцарию
  • Италию и Швейцарию
  • Швейцарию и Германию
  • Италию и Францию

9. В каком из направлений христианства главой церкви может быть католикос?

1. Разметка бильярдного стола.

1.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Зона лузы - радиус 136 мм от точки падения в лузах бильярдного стола.
(7) Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
(8) "Мертвая зона" - это часть игровой поверхности стола из которой забить прицельный шар невозможно. Визуально она определяется путем соединения точки падения средней лузы и серединой короткого борта, если средняя луза находится справа то и "мертвая зона" тоже справа или наоборот.
1.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.
Примечание: на игровую поверхность стола могут наноситься две дополнительные линии для точного установления пирамиды. Первая проходит через центр шара, стоящего в вершине пирамиды, параллельно заднему борту длинной 100 мм. Вторая проходит через центр шаров, стоящих в основании пирамиды, параллельно заднему борту длинной 400 мм. Обе линии равноудалены от длинных бортов.

2. Используемые шары.

Стандартный набор из шестнадцати бильярдных шаров: пятна-дцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: на цветном шаре без номера может быть нанесена разметка в виде линий или точек.

3. Биток и прицельные шары.

3.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
3.2. При игре в «Московскую динамичную» и "Русскую классическую" битком служит цветной шар.
3.3. При игре в «Длинную американку» любой шар на игровой поверхности стола может быть выбран в каче-стве битка при выполнении любого очередного удара (исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар).
3.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

4. Соударение битка с прицельным шаром.

4.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
4.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любо-го борта (бортов).
4.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

5. Игра после нарушения.

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставле-ния неправильно забитых и выскочивших шаров, а также выставления с полки на стол штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.

6. Розыгрыш начального удара.

6.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к
заднему борту и обратно. При этом используются два белых шара. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
6.2.Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
6.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
6.4. Если один из игроков нанес удар после того, как шар его соперника достиг заднего борта, то он автоматически проигрывает розыгрыш. Если при этом, проигравший розыгрыш игрок считает, что соперник умышленно нанес удар с опережением, он может апеллировать к судье.
6.5. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

7. Исходная расстановка шаров.

7.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в фор-ме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
7.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.
Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие ус-тановку неполной пирамиды (см. п.24). При уста-новке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к уста-новке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем - неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. При этом основание (нижний ряд) должен быть заполнен. Для этого, в случае необходимости, перемещают шары из вершины пирамиды.

8. Положение шара.

Положение шара определяется положением его центра.

9. Дом и линия дома.

9.1. Линия дома не является частью дома.
9.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

10. Введение битка в игру (начало игры).

10.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
10.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует ис-пользовать цветной шар.
10.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п.10). Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
10.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 13).
10.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

11. Правильный начальный удар.

11.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) любой из шаров коснулся двух бортов.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
11.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
11.3. В 1-й партии право начального удара определяется с помощью розыгрыша. Далее начальный удар производит победитель предыдущей партии. Также победитель текущей партии имеет право передать начальный удар сопернику.

12. Начало и завершение удара.

12.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
12.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

13. Удар кием по битку.

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

14. Касание ногой пола.

При выполнении удара по битку, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

15.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

17.1. Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударе-ния (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифи-цируется как пропих и наказывается штрафом.
17.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - «наклейка кия - биток - прицельный шар», то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров.
(2) или таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.
Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смеще-ния последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.4.3).

18. Правильно завершенный удар .

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров:
(1) забит в лузу;
(2) касается 2-х бортов; или
(а) до-водит до другого борта любой шар; или
(б) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту;
(3) остановился в зоне лузы (см. п.1(6));
(4) произошло касание зоны средней лузы - один из сыгранных шаров должен коснуться борта в зоне средней лузы. При игре «прицельного» шара в среднюю лузу, он должен находиться вне пределов «мертвой зоны» для данной лузы (см. п.1.1, р.8).
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

19. Штрафной и премиальный удар с руки из дома.

19.1. При игре в «Московскую классику» удар с руки из любого дома произво-дится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штраф-ным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу).
19.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром.

20. Правильно и неправильно забитые шары.

20.1.Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
20.2.Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 12), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
20.3. Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 12), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, счита-ется забитым правильно.
Примечание. Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был пра-вильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
20.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
20.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

21. Шар на краю лузы.

21.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
21.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары ус-танавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
21.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не- устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

22. Выскочивший шар.

22.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
22.2.Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращает-ся на игровую поверхность.
22.3. Если биток выскакивает за борт, налага-ется штраф. За выскочивший за борт прицельный шар штраф не налага-ется.
22.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

23. Выставление шаров.

23.1. Все неправильно забитые, выскочившие за борт шары, а также отложенные штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
23.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном по-рядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как мож-но ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на ли-нии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отмет-кой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как мож-но ближе к задней отметке.
23.3. При игре в «Длинную американку» любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в «Московскую классику» - в качестве прицельного шара.
23.4. Шары, вышедшие из игры нельзя использовать с целью проведения каких-либо замеров для определения расстояния между шарами, шаром и бортом и т.д.

24. Вмешательство постороннего.

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства по-стороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игро-ка, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра про-должается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключе-ние света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пира-миды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 11). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.7.

25. Вмешательство в игру соперника.

Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматри-вается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф. При этом нарушенная позиция шаров восстанавливается.

26. Штрафы.

26.1.Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.4.3.)
(2) при неправильном начальном ударе (см. п. 11.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 12.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 13);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 14);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 15);
(7) при двойном ударе (см. п. 16);
(8) при пропихе (см. п. 17.1 и п. 17.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.18);
(10) при выскакивании битка за борт (см. п.22.3);
(11) при превышении лимита времени на удар (см. п.28);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.25);
(13) за нанесение при прицеливании меток на сукно или борта;
(14) если игрок для прицеливания кладет кий на стол, не придерживая его рукой.
26.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.

27. Отложенный штраф.

27.1. Если после штрафного удара у нарушителя нет на полке шаров, то взимание штрафа откладывается до результативного удара. При этом счет его очков в партии -1, -2 и т.д.
27.2. Штрафной шар выставляется в соответствии с п. 23.1.

28. Лимит времени.

28.1. Время на совершение удара - 40 секунд (при прямых трансляциях на ТВ-30 секунд) с момента остановки шаров.
28.2. В каждой партии спортсмену при необходимости, но не более 2-х раз, дается дополнительное время на совершение удара в течение последующих 40 (30-ти) секунд. При этом соблюдается процедура, описанная в п.11.3.
28.3. Судья у стола после решения, что игрок нарушил правило 40 (30-ти) секунд, дает команду «Время» и засекает 40 (30-ть) секунд на удар. При этом первое дополнительное время на совершение удара считается использованным. После второго превышения игроком лимита 40 (30-ти) секунд процедура повторяется. Спортсмен, нуждающийся в дополнительном времени, может сам обратиться к судье: «Дополнительное время» и судья засекает 40 (30-ть) секунд на удар. После использования игроком (игроками) дополнительного времени, судья осуществляет хронометраж каждого удара. При этом за 10 секунд до истечения времени на удар, он подает команду: «10 секунд». Если и после этого спортсмен не укладывается в отведенное на удар время, на него налагается штраф.

29. Перерывы.

29.1. В течение матча каждый из спортсменов имеет право на один пятиминутный перерыв. При игре в "Длинную американку" перерыв игрок имеет право взять только на "своем" ударе. Дополнительный перерыв перед контровой партией предоставляется, если матч проходит до 4-х и более побед (московская классика). Если спортсмен не воспользовался перерывом до контровой партии, то он теряет право на дополнительный перерыв.
29.2. При трансляции матча на ТВ в прямом эфире перерыв возможен только с разрешения судьи у стола.
29.3. При игре на ТВ столе на спортсмена, опоздавшего после 5-ти минутного перерыва, налагается штраф в размере 50-ти долларов США за каждую минуту опоздания.
29.4. Спортсмен не имеет право покидать стол и останавливать игру без весомых причин, и без разрешения судьи у стола (или соперника, если игра ведётся без судьи у стола).

30. Серия с кия.

30.1. При определении наибольшей серии с кия к зачету принимаются: 15 и более шаров у мужчин, 8 и более - у женщин.
30.2. Для фиксации серии без судьи у стола спортсмен должен пригласить судью, находящегося в зале после 8-ми забитых шаров у мужчин и после 5-ти - у женщин.
30.3. Сыгранную серию судья фиксирует в протоколе матча.
30.4. После того, как спортсмен набрал 8 очков, ему засчитывается победа в партии и предоставляется право продолжить игру для увеличения серии с кия. При этом штрафной удар во время данной продолженной игры на предыдущую партию не распространяется, но служит основанием для остановки серии за минусом неправильно забитого шара. При этом после любого результативного удара игрок может попросить судью установить исходную расстановку шаров для начала следующей партии.

31. Неспортивное поведение.

31.1. Участники соревнований обязаны соблюдать принципы честной и корректной спортивной борьбы, а также соблюдать нормы поведения по отношению к другим участникам, официальным лицам и зрителям.
31.2. Судья обязан пресекать факты неспортивного поведения следующими санкциями:
- замечание;
- предупреждение;
- объявление поражения в партии или встрече;
- отстранение от участия в соревнованиях.
31.3. Примененные санкции отмечаются в протоколе.
31.4. В случае отстранения спортсмена от участия в соревнованиях стартовые взносы возврату не подлежат.

32. Заказ.

32.1 Все прямолетящие шары засчитываются.
32.2. В случае, если шар перед падением в лузу задевает любые шары или борта, то он считается случайным и не засчитывается. Штраф при этом не налагется. Удар переходит к сопернику.
32.3. При объявлении заказа требуется указать кием шар и лузу, в которую будет сыгран шар. Один шар можно заказать только в одну лузу.
32.3. После падения "прямолетящего" или "заказного шара" другие шары упавшие в результате такого удара засчитываются.

В России особую популярность имеет так называемый русский бильярд или русская пирамида . Эта игра ведётся пятнадцатью белыми, относительно крупными пронумерованными шарами с одним ярким битком. Размеры стола могут варьироваться от 8 до 12 футов, однако на официальных соревнованиях традиционно используются 12-футовые столы. Пирамида, в свою очередь, имеет несколько вариаций: наиболее распространённые - это свободная пирамида (также известная как бильярд американка ) и комбинированная пирамида (московская пирамида).

В игре русская пирамида на сукно нанесена разметка. Исходная позиция в свободной и комбинированной пирамидах схожая: пирамида из шаров установлена таким образом, что передний шар находится на задней отметке сукна, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. В первом случае после разбития пирамиды роль битка может играть любой шар, а засчитается попадание в лузу любого шара – как прицельного шара, так и битка. В комбинированной пирамиде игра ведётся строго одним шаром.

Правила игры свободная пирамида (американка), в силу её простоты, чаще других используются в кинофильмах. Часто американкой ошибочно называют американский пул.

Американский бильярд – пул – играется разноцветными пронумерованными шарами, меньшими по диаметру и весу, чем шары для русского бильярда, на столах, параметры которых также отличаются от столов для пирамиды: размеры стола, разметка, диаметры луз. Вариаций пула великое множество, наибольшее признание из которых среди любителей бильярда заработали пул-8 (восьмёрка) и пул-9 (девятка) .

При игре в бильярд восьмёрка используются пятнадцать пронумерованных шаров и один биток. Один из игроков должен первоначально забить шары сплошной расцветки с номерами от 1 до 7, а второй – полосатые шары с номерами от 9 до 15. Победитель, забив шары своей группы, правильным и точным ударов загоняет в лузу «восьмёрку».

Для игры в девятку необходимо девять пронумерованных шаров и один биток. При ударе биток должен коснуться шара с меньшим номеров, однако забивать шары по порядку не обязательно. Игрок, совершивший успешный удар, остаётся за столом до тех пор, пока не ошибётся или не выиграет.

Снукер занимает третье место по распространённости среди любителей бильярда и является самой сложной его разновидностью. Когда-то снукерами называли неопытных первокурсников. Своё название игра получила благодаря бильярдной партии, имевшей место быть между двумя офицерами, когда один из них оказался в сложном игровом положении и крепко задумался, а второй назвал его снукером. Это игра пятнадцатью красными шарами и шестью цветными, расположенными на столе в определённом порядке, а белый шар играет роль битка. Красные и цветные шары поочерёдно загоняются в лузы, после чего забитые цветные шары выставляются на свои позиции до тех пор, пока красные шары остаются на столе. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество очков, максимальное число которых зависит от наличия «свободного шара» - 147 или 155.

Особенность игры в карамболь в том, что столы для этой разновидности бильярда не имеют луз, а игра ведётся всего тремя шарами. Конечно, можно использовать в игре и стандартные столы, но это несколько затрудняет «свободу передвижения» шара и заставляет максимально точно рассчитывать его траекторию. Два из трёх шаров являются битками – у каждого игрока он свой, третий шар – игровой, как правило, красного цвета. Красный шар ставится на заднюю отметку, биток соперника на переднюю, а биток игрока – на переднюю линию в пределах 15 см от передней отметки. Важно, чтобы первый удар в бильярдезаставил биток коснуться сначала красного шара, и только потом биток соперника. При выполнении последующих ударов последовательность уже не имеет значения.

Карамболь имеет множество разновидностей: однобортный – результативность удара характеризуется касанием битка, как минимум, одного борта; трёхбортный – удар необходимо поставить таким образом, чтобы биток коснулся трёх бортов; открытая партия – касание бортов битком не обязательно при соударении шаров; кадре 47/1 – стол делится на девять зон, в каждой делается только один карамболь; кадре 74/2 – стол делится на шесть зон, и в каждой из них подряд делается не один, а два карамболя; карамболь с фишками – его правила схожи с правилами однобортного карамболя, дополняет игру использование фишек; артистический карамболь – в нём используются трюковые удары, как правило, не находящие применения в других разновидностях карамболя, на каждый из них игроку даётся три попытки.

Разумеется, правила каждой игры значительно объёмнее и сложнее и имеют множество нюансов, а потому первое знакомство с разновидностями бильярда – это только повод окунуться в данную тему глубже и удивить друзей познаниями в бильярде.

Игру придумали в Индии в 1875 году. Игра оказалась сложнее, чем известные "американка" и "пирамида". Пробуждает интерес больше к сложным движениям шаров, чем к выигрышу.

Раньше снукерами называли курсантов первого курса, которые не имели житейского опыта. И вот однажды в игре один из офицеров Невил Чемберлен назвал этим словом своего партнера, оказавшегося в трудном положении и не знавшего, как из него выйти. Ему предстояло сыграть цветной шар, который был закрыт другими. Такое положение на бильярде и стали называть "снукером".

Затем эта игра перешла в Англию, но популярности не имела до 1920 года, пока не появился Джо Девис. Он ввел контроль за битком и дал оценку шаров, что значительно усложнило игру. Кроме за-бития шаров в лузу, теперь надо было следить еще за битком.

Особенно популярным "снукер" стал в 60-х годах. Большую роль в этом сыграли цветное телевидение и два игрока - Рэй Риардон и Джон Спенсер, которые устраивали показательные игры, разъезжая по всей Англии. Затем "снукер" развился как спорт. Начали проводиться соревнования, для победителей учреждались дорогие призы, которые привлекли новое поколение игроков. В 1980-1981 году Стив Дэйвис стал первым чемпионом Великобритании. Он совершенствовал игру и через некоторое время победил на первенстве мира. Этот спортсмен и до сих пор считается одним из сильнейших игроков.

Скоро в снукер начали играть японцы, китайцы, американцы. Появились новые таланты - Джон Пэрот, Нил Фоулдз, Стивен Хендри.

В 1973 году была создана Международная организация бильярда и "снукера". С 1985 года она стала управляющим органом.

В "снукер" играют на том же столе, что и в бильярд, только 22 шарами - 15 красных, 6 цветных и 1 биток белого цвета.

На одном столе в "снукер" можно играть не только вдвоем, но и нескольким игрокам. Принцип очередности удара простой: если удар не принес выигрышных очков, бьет следующий игрок.

Шары цветные, оцениваются в зависимости от цвета: пятнадцать красных шаров - по одному очку каждый, один желтый - по 2 очка, один зеленый - 3 очка, один коричневый -4 очка, один синий - 5 очков, один розовый - 6 очков, один черный - 7 очков.

Белый шар - это биток. Только им можно бить по остальным шарам.

Игра проводится на обычном бильярдном столе, который нужно подготовить для "снукера". Через середину одной половины стола по линейке мелом прочерчивается поперек жирная линия. Затем нужно полукругом отметить зону "дома" для битка. Радиусом должна быть треть расстояния от линии до ближайшего узкого края стола. Ровный полукруг можно легко нарисовать при помощи тонкой веревочки. Ее нужно сложить пополам, в петлю просунуть кусочек мела, а концы прижать к середине прямой линии. Шары расставляются, как показано на рисунке.

Для удобства установки пирамиды в середине верхней части стола - так называется сторона, противоположная "дому", - можно прочертить мелом по бортам три черточки.

Разбивающий пирамиду может поставить биток на любом месте в зоне дома - там, откуда удобнее бить. Первым ударом он должен сыграть только красный шар, а если заденет за какой-нибудь другой, то ему засчитывается ошибка и списываются очки в зависимости от ценности затронутого шара. Самым первым ударом важно не только удачно разбить пирамиду, но и отогнать биток как можно дальше от нее, создавая другому игроку позицию посложней. Классический начальный удар показан на рисунке (1) пунктиром.

Расположение шаров в начале игры. Пунктиром показан один из классических первых ударов. Обозначения на схеме:

белый шар (без цифры) - биток, красные шары - 1, желтый - 2, зеленый - 3, коричневый - 4, синий - 5, розовый - 6, черный - 7.

Шары кладутся в любую из шести луз. За уложенный красный шар засчитывается одно очко. После этого бильярдист имеет право удара по любому цветному шару (цветными называются все шары, кроме красных и битка). Если начинающий игрок более уверен в каком-нибудь шаре, то может бить и красный - один, другой, а потом, подогнав биток к цветному, уложить его в одну из луз. Нужно твердо запомнить, что перед каждым цветным шаром должен быть забит красный. Асы бильярда иногда усложняют игру тем правилом, что после красного можно играть только цветной шар. Такая тактика всегда помогает набирать "крупные серии". (Сумма выигранных очков, в течение одной очереди называется серией.) Вот какая может получиться серия, если было уложено в лузу несколько шаров: красный (1 очко), зеленый (3 очка), снова красный (1 очко), розовый (6 очков), красный (1 очко), синий (5 очков) и так далее.