Делай как я дидактическая игра. Игры в детском саду в старшей группе. Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Дидактические игры на развитие логического мышления.

Игры с малышом должны приносить радость. Не стоит «учиться» дольше пяти минут.
Леонид Яковлевич Береславский разработал множество развивающих упражнений для самых маленьких. Увлекательные игры-задания развивают воображение и память, логическое мышление, речь , а также творческие способности.
В играх ребенок старается реализовать свой умственный и физический потенциал, приобретает самостоятельность, а также учится самоконтролю.

1. Игры для развития логики и логического мышления у детей в 2-3 года

Быстрый пальчик.
Упражнение развивает мелкую моторику .
На плотной бумаге нарисуйте две одинаковые дорожки, длиной 15-20 см, шириной 2-3 см. В конце каждой дорожки положите кубик. Взрослый показывает, как по дорожкам скользят указательные пальцы (по правой дорожке - правый палец, а по левой - левый палец), а затем предлагает малышу дойти до кубика своим указательным пальчиком.
Чаще хвалите ребенка, превратите задание в игру: «Раньше пришел правый пальчик! Давай его погладим!», «Левый пальчик расстроен, он тоже хочет первым дойти до кубика». «А вот оба пальчика дошли до конца дорожки! Молодцы! Похлопаем в ладошки!»
Когда малыш освоит прямые дорожки, можно уже нарисовать извилистые, и постепенно увеличивать их кривизну. Пусткай тренируется!

Игра для развития логического мышления у детей «Делай, как я!»
Главная цель игры - это развитие координации движений.
На полу с помощью двух лент выкладывается «дорога». Взрослый кладет кубик на внешнюю сторону кисти и медленно проходит, стараясь не уронить лежащий на его руке предмет на пол. Затем он обращается к ребенку: «Делай, как я! Перенеси другой кубик».
Если малыш легко справляется с заданием, дайте ему маленький мячик. Его удержать на руке труднее. Или измените расположение лент, чтобы дорожка была не прямой, а с поворотом.

2. Игры для развития логики у детей в 3-4 года

«Что я задумала?»
Упражнение очень хорошо развивает наблюдательность и воображение.
Предложите ребенку отгадать то, что вы задумали. Например, взрослый жестами показывает, как он играет в мяч, пьет чай, режет хлеб… Пусть и карапуз загадает вам что-нибудь. Он ведь прекрасно знает, как копать лопаткой песок, есть, пить, надевать рубашечку, рисовать, мыть руки, строить башню и еще многое-многое другое.
Таким образом, взрослый и ребенок загадывают друг другу по 3-6 разных действий.
Игра должна быть веселой, эмоциональной.

Игра для развития логического мышления у детей «Озорные снежинки».
Благодаря этому заданию вы познакомите малыша с понятием «одинаковые». Игра способствует развитию логического мышления.
Родители вырезают снежинки из бумаги. Для начала - только два вида снежинок, потом - больше.
Расскажите карапузу, что пришла зима, подул ветер, и снежинки разлетелись (дуйте вместе с малышом, чтобы снежинки полетели по комнате).
Покажите одну снежинку, а затем попросите ребенка найти такие же и сложить из них дорожку.
Предложите малышу сделать дорожку из других похожих снежинок.
Помогайте ему, хвалите: «Какой ты молодец, какая чудесная дорожка!»

Игра на развитие логического мышления «Веселые монетки».
Цель этой игры - знакомство малышей с цветом.
Из цветного картона или бумаги вырежьте кружочки разного цвета и положите их в коробку.
Скажите ребенку: «Мишка и Зайка собрались в магазин за игрушками и им надо дать монетки: Зайке - красные, а Мишке - зеленые. Но монеты в коробке перемешались. Помоги отыскать нужные монетки!»

3. Игры для развития логики у ребёнка в 5-6 лет

Мы едем, едем, едем…
Упражнение развивает ориентацию и внимание.
Родители рисуют на ватмане дороги, по которым ребенку нужно отвезти машинку в гараж (он строится из кубиков или склеивается из плотной бумаги). На дорогах стоят знаки. Ребенок двигает машинку, стараясь соблюдать правила дорожного движения.
Подставка для знаков лепится из пластилина красного или зеленого цвета. В подставке можно вырезать отверстие, в которое вставляется палочка (например, половинка неотточенного карандаша).
На палочку (карандаш) наклеивается бумажка красного или зеленого цвета. Подставку можно сделать и из картофелины, разрезанной пополам. В этом случае конструкция будет более жесткой.
«Светофоров» лучше заготовить 5-10 штук. Прекрасно, если в подготовке к игре примет участие и ребенок. И про папу не забудьте!
Магазин – прекрасная игра для развития логики у детей.
Игра в магазин учит классифицировать, сортировать предметы.
Дети любят играть во взрослых. Магазин - одна из таких популярных игр, приобщающих малышей к нашим взрослым проблемам. Наверняка, в магазине ребенок бывал не раз, видел прилавки и кассы, наблюдал за работой продавца. Для домашней игры следует обратить внимание крохи на то, что в магазине товары собраны по определенным признакам: на одном прилавке лежат овощи, отдельно выставлены колбасы, сыры, рыба и т.д. Ребенку нужно пояснить: это делается для того, чтобы продавцу (или покупателю) было легче найти нужный товар.

Дома, «понарошку’, малыш может создать свой собственный магазин. С ролью прилавок легко справятся пустые коробки, стульчики… Сначала ребенок выступает в роли продавца. Он раскладывает товары по группам (таким образом у ребенка формируются логические действия последовательности, а также развивается умение классифицировать предметы). Начинать можно с игрушек: на одном «прилавке» кубики, на другом - машинки, на третьем - пирамидки. Покупателями могут быть и мишка, и зайчик, и кукла. «Обслуживание» должно быть четким и вежливым.

Затем ребенок оказывается в роли покупателя. Он выбирает понравившийся товар с полок.
В качестве денег можно использовать фишки, монетки, цветные кружочки.

Используйте игру «Магазин» для тренировки памяти, развития самостоятельности: «Продай мне 1 яблоко, 2 груши, 2 банана». Или: «Один красный карандаш, два зеленых, книжку и машинку».

Подобная игра увлекает ребенка на 10-20 минут. Спустя 2-3 недели она может перестать ему нравиться, но положительный настрой к совместной с родителями деятельности останется обязательно.
На что обратить внимание в играх для развития логического мышления у детей. Практические советы от Л. Береславского.

  • Перед занятием покажите ребенку вашу заинтересованность в игре. Любое занятие с малышом - это маленький спектакль, где вы оба - актеры.
  • Если у ребенка не получается упражнение, переключите его на другое, которое он выполнит с радостью. Затем вернитесь к первому. Задача не решается? Решите вместе несколько подобных задач, но основную попросите малыша решить самостоятельно. Непременно похвалите за правильное решение.
  • Никогда не сравнивайте успехи своего крохи с успехами других детей.
  • Способность ребенка сосредоточиться на упражнении зависит от его желания и интереса. Если вы чувствуете, что у малыша нет желания заниматься, лучше перенесите занятие.
  • Пусть вас ничто не отвлекает от занятий.

Упражнение на развитие логического мышления № 1 - СТРАСТЬ К МАЛЫМ ФОРМАМ

Вы уже заметили, что ваш кроха намного охотнее играет с мелкими игрушками, чем с большими? Для карапуза в выборе игрушек сейчас важен принцип:" чем меньше игрушка, тем лучше". Отличным упражнением для развития логического мышления малыша будут собирание пазлов и всевозможных мозаик. Можно найти массу вариантов. Все, что нужно собирать в единое целое,вкладывать фигурки в формы, составлять какие-либо узоры - в таком возрасте находится на пике интереса. Вы должны соблюдать одно «НО»- все детали конструкторов-мозаик должны быть абсолютно безопасны для ребенка, в остальном ограничений нет. Очень удобны в этом отношении конструкторы бионикл онлайн .
Во время игры пробуйте разговорить кроху, предложите ему пофантазировать. В этом помогут наводящие вопросы. И не ждите многословного сочинения на заданную тему, но первые фразы вполне возможны. Акцентируйте внимание малыша на мелочах,например, (почему гнутся деревья...потому что подул ветер).

Упражнение на развитие логического мышления № 2-КРУПНЫМ ПЛАНОМ

К возрасту 2-3 года вы заметите еще одно любимое занятие своего карапуза: он любит играть в «домик». Тяга к обособленному пространству наблюдается у многих малышей в этом возрасте. В этом веселом занятии вам поможет домашняя мебель и любые элементы интерьера: подушки,стулья, покрывала,коробки. Веселое занятие превратите в полезное, сооружайте домик по заранее намеченному плану.
Можно придумать и даже нарисовать с малышом то, что вы в итоге хотите соорудить. Обговорите все детали: количество окон в домике, какая у него будет крыша...Спрашивайте совета у малыша,интересуйтесь его мнением. Вы сами не заметите, как обычная игра станет увлекательным и поучительным мероприятием. Кроха обязательно сделает новые выводы и открытия, выявит новые закономерности.
И еще один совет: не бойтесь предлагать ребенку заведомо сложные задачи, которые, по вашему мнению, малыш не поймет. Дети гораздо догадливее, чем мы думаем!

Упражнение на развитие логического мышления № 3-СТРОИМ ДОМ

Цель этого упражнения на развитие мышления - научить ребенка ориентироваться в пространстве, в создавшихся обстоятельствах, научить строить объемные фигуры.
Задача упражнения на развитие мышления - соорудить каждому животному подходящее жилье.
Для выполнения упражнения вам понадобятся:
- крупные кубики,
- мягкие модули,
- любой подручный материал, например, подушки, коробки.

Предложите малышу построить домики для различных животных, например, кошки, собаки, медведя, синички.

Обговорите с крохой, чем отличаются эти животные, как они любят отдыхать, как проводят свое время, нужен ли им свет, ветер, солнце и т.д.

Начинайте строить домики по очереди (если достаточно материала, можно вместе). Акцентируйте внимание крохи на мелочах (кошка любит, чтобы было мягко...как ты думаешь, медведю подойдет маленький домик?) и т.д.

Будет здорово, если каждый построенный домик зверушка-игрушка будет встречать радостным криком «Ура»! Этот позитивный эффект дает ощущение праздника.

Игры по охране безопасности жизни

Дидактическая игра "Опасно - не опасно".

Цель:
1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;
2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;
3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;
4. Развивать охранительное самосознание.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи;
Игровая задача:
Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.
Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.
Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.
Правильно разложить дидактические картинки.
Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.
Демонстрационный материал:
набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.
Ход игры:
1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.
2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.
3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.
Ребята объясняют выбор.

Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо".


Цель:

  1. Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
  2. Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
    Игровая задача:
    Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
    Правила игры:
    выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
    Демонстрационный материал:
    Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры:
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерный тест.
Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка "БРАТЬЯ"

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"

Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Играем и растём!: Хороводные игры для детей 1-3 лет

Блог Играем и растём!: Хороводные игры для детей 1-3 лет
Давно искала в недрах интеренета хороводы для детей. В этом блоге нашла интересные и простые варианты хороводов.

"Встаньте, дети, встаньте в круг"

Встаньте, дети,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Ты мой друг
И я твой друг,
Самый лучший друг.

Традиционный "Каравай", наверно, знаком всем, поэтому приводить текста не буду.

"Карусели"
Дети встают в круг, берутся за руки и начинают кататься на "карусели".

Еле-еле-еле-еле ("Карусель медленно движется в правую сторону.)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряются.)
Все бегом-бегом-бегом!
Побежали, побежали, ("Карусель" меняет направление движения.)
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите (Темп движения постепенно замедляется, "карусель"
Карусель ос-та-но-ви-те. (останавливается, и дети кланяются друг другу.)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончена игра.

"Снежок"

Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем. (Топают ножками.)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем. (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (Прыгают на месте.)

"Мы топаем ногами"
Дети встают в круг и выполняют движения.

Мы топаем ногами, (топают ножками)
Мы хлопаем руками, (хлопают в ладоши)
Качаем головой, (качают головой)
Качаем головой.

Мы ручки поднимаем, (поднимают руки)
Мы ручки опускаем, (опускают руки)
Мы ручки подаем, (берут друг друга за руки)
И бегаем кругом. (бегают по кругу.)

"Раздувайся пузырь"
Делаем круг, говорим, что это пузырь. Сходимся к центру круга - маленький пузырик. А теперь надо опять надуть большой пузырь. Дети ставят кулачки друг на друга (это трубочки) и дуют "фффффффф", потом делают шаг назад.
После того, как отошли немного, берутся за руки, постепенно расширяют круг со словами:
"Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой!
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!"

Вот какой большой пузырь! Не лопнет? Взрослый может хлопнуть в ладоши: "Хлоп! Лопнул пузырь!" Дети хлопают в ладоши, опять сбегаются к центру и начинают сначала.

Зимой можно всем вместе кружиться как " снежинки-пушинки ", осенью как "листики", летом как "бабочки".

Взяты эти хороводные игры из книги: "Развитие общение детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года.", авторы Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.


Задачи. Закреплять умение различать понятия, обозначающие направ­ление движения, выполнять соответствующие указания. Развивать способ­ность ориентироваться в пространстве.

№ 2. Подвижная игра «Жмурки»

Задачи. Предложить детям пояснить суть основных правил игры, рас­сказать, как нужно действовать игрокам, какие из названных воспитателем действий не будут соответствовать правилам игры. Способствовать фор­мированию правильной осанки.

№ 3. Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»: сюжет «Загорелся Кошкин дом».

Задачи. Совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет, распределять роли, использовать предметы-заместители в ситуа­циях, участниками которых являются сказочные персонажи.

Строительные игры: совместные постройки детей.

Задачи. Учить детей выполнять постройки по образцу, по инструкции, по памяти, Закреплять приобретенные умения действовать согласованно. Поощрять творчество, фантазию, взаимопомощь.

Индивидуальная работа по ФЭМП.

Задачи.Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, кубе). Учить называть их, находить в окру­жающих предметах.

№ 6. Ознакомление с художественной литературой: Д. Чиардм «О том, у кого три глаза» (перевод с английского Р. Сефа).

Задачи. Развивать поэтический слух, учить понимать характер произ­ведения.

День 15

Утро

Виды деятельности

№ 1. Дидактическая игра «Где чей домик?»

Задачи. Расширять представления детей о передвижении в простран­стве, формировать умение использовать и создавать схематическое изоб­ражение пути перемещения.

Самообслуживание: игровая ситуация «Я все делаю сам».

Задачи. Учить детей осознанно выполнять действия по самообслужи­ванию, формировать привычку следить за внешним видом (опрятностью независимость, инициативность в самообслуживании.

Беседа на тему: «Безопасность в лесу».

Задачи. Познакомить детей с правилами поведения в лесу, обсудить их, пояснить смысл. Предложить ребятам рассказать, что случиться, если будет нарушено то или иное правило.

Сюжетно-ролевая игра «Моряки».

Задачи. Предложить детям обыграть различные ситуации в русле дан­ного сюжета, участниками которых являются сказочные персонажи, герои рассказов о моряках. Закреплять умения распределять роли, подготавли­вать необходимые условия, договариваться о последовательности совме­стных действий.

Хозяйственно-бытовой труд: уборка в групповой комнате.

Задачи. Совершенствовать умение самостоятельно выявлять и устра­нять непорядок в группе и без напоминания взрослого устранять его. По­ощрять инициативу в оказании помощи; формировать бережное отноше­ние к результатам своего труда и труда взрослых.

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение за насекомыми: комары.

Задачи. Расширять представления детей о многообразии насекомых на земле. Предложить рассмотреть на картине строение комара, расска­зать о назначении крыльев, хоботка. Познакомить детей с местами обита­ния комаров.

Трудовые поручения: наведение порядка в песочнице.

Задачи. Воспитывать самостоятельность, формировать бережное отно­шение к игрушкам и "трудовому инвентарю. Закреплять умение сгребать песок горкой по окончании игры, убирать и вытряхивать песок из игрушек.

Хитрые классики: настольная речевая игра для обучения грамоте, развития речи детей и подготовки к школе – своими руками. Правила игры. Варианты игры.


Идея игры пришла ко мне, когда я вела группы подготовки детей к школе. Делюсь ей с Вами. В игру можно играть с детьми старшего дошкольного возраста и школьного возраста, но правила и задания в ней будут различны для разных возрастов детей. Когда ребенок вырастет – в аналогичную игру можно играть со словами на иностранном языке.

«Хитрые классики»: настольная речевая игра своими руками. Правила игры. Варианты игры.

Что это за речевая игра «Хитрые классики» и что она нам даёт?

Постоянно общаясь с детьми и ведя занятия и игры с ними, я знаю, насколько трудно иногда даются детям задания по анализу слов, предложений, звуков. И насколько легко они делают эти же задания в настольной или подвижной игре. В игре в «Хитрые классики» ребенок увлечен игровой задачей и с удовольствием решает учебные задачки. А заодно потренируется и поупражняется в нужных умениях.

Игру можно в полном объеме использовать с детьми шести лет и старше, в более легком варианте (индивидуальная игра «взрослый + ребенок») — с пяти лет.

Задача игроков – первыми допрыгать до конца классиков (передвинуть свою фишку). Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки по очереди бросают кубик или карандаш с гранями и смотрят, что за цифра на нем выпала. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого либо вытаскиваем карточку с заданием из мешочка или из коробки, или бросаем кубик с заданиями.

Например, ребенок бросил кубик и на нем выпало 2 точки. Значит, ему надо будет придумать 2 слова (сколько точек – столько слов надо будет придумать). Какие это слова? Чтобы узнать, бросаем кубик с заданиями. Что же на нем выпало? Видим на верхней грани такую картинку – схема слова из 3 слогов. Значит, малышу нужно придумать слова из трех слогов. Малыш называет два слова (сколько точек выпало ему в игре) из 3 слогов. Например: малина, машина, Марина. Если он придумывает правильно эти слова – то он передвигается на одну клеточку вперед. Если ошибается или не может придумать – то остается на месте.

Как сделать эту настольную речевую игру более интересной для ребенка?

Идея 1. Плюс самодельной игры в том, что задания можно каждый раз менять, и это будет сюрпризом для ребенка и будет вызывать его интерес к игре. Дети 5-7 лет очень любят сюрпризы и разнообразие. Им очень интересно, что же ждет их в мешочке с заданиями на этот раз или какой кубик с заданиями им дадут.

Идея 2. Вводите иногда в игру пустые карточки без задания – это всегда вызывает радость и восторг — можно передвинуть фишку вперед просто так, а малыш этого никак не ожидал! В игре с группой из 2-3 детей можно ввести 2-3 такие фишки. А иногда играть без них. Иногда когда ребенок вытаскивает такую фишку, то все очень удивляются. А когда второй ребенок еще раз вытаскивает пустую фишку – бурный восторг! Окызывается, не всё пропало. Если «счастливая фишка» уже вышла из игры – не факт, что она была единственной. Может быть, и тебе тоже повезет:).

Идея 3. Введите в игру серые фишки – сделай ход назад. Для этого либо вводим несколько таких карточек в карточки с заданиями. Либо делаем одну грань кубика с заданиями серой.
«Серый цвет – хода нет!» Дети легко запоминают это правило! Неприятно, но приходится подчиниться правилу и идти на шаг назад, ведь это правило игры. Оно идет не от взрослого, поэтому не вызывает протеста – оно идет от самой игры – « так принято».

Такие серые запрещающие фишки учат малыша управлять своим поведением – учат очень легко и в очень доброжелательной форме. Не всегда будет в жизни так, как мы хотим и иногда надо отступить на шаг назад. Это не трагедия – это просто игра. И этому жизненному умению также учит эта игра. Такие фишки можно вводить в возрасте старше 5 лет.

Я всегда использую в игре и серые фишки, и пустые фишки – «счастливые». Это вводит в игру интригу и дополнительно мотивирует детей играть в нее.

Идея 4. Используйте самые разные учебные задания на те упражнения, которые Вам нужно провести с ребенком, чтобы закрепить его знания и умения. Варьируйте их. Детям будет интересно узнать, во что они будут играть в этот раз и что их ждет.


Примеры заданий для разных вариантов этой игры:

Первый вариант игры: мягкий – твердый согласный.

Придумываем с детьми в игре слова, которые начинаются с определенного звука. Тогда на кубике или карточке у Вас будет нарисованы картинка. С какого звука начинается название предмета на картинке – с такого звука мы и будем подбирать слова. Например, если ребенку на кубике с цифрами выпала цифра три (значит, надо будет придумать три слова), а на кубике с заданиями – картинками — картинка «Мишка», то анализируем это слово: мьььььишка. Первый звук — мь, мягкий согласный. Значит, надо придумать три слова, начинающихся со звука мь. Например, мяч, Мила, мёд, мюсли, медведь.

Если ребенку выпал на первом кубике с точками или цифрами цифра один, а на кубике с заданиями картинка с топором, то тогда проговариваем слово: Топор. Первый звук – т. Нужно придумать еще одно слово, начинающееся со звука Т. Например, транспорт.

Второй вариант игры: сколько слогов в слове.

Рисуем на кубике с заданиями слоговые схемы слов (сколько «лодочек» — столько слогов в слове). Например, на карандаше выпало 4 точки – значит, надо будет придумать 4 слова. Какие слова? Выбираем на удачу задание – бросаем кубик с заданиями (или вытаскиваем карточку из коробки с закрытыми глазами). Смотрим – на карточке нарисованы «две лодочки» — два слога. Значит, надо придумать 4 слова из 2 слогов. Прохлапываем слова – проверяем (можно слова и «прошагивать»: один шаг = один слог). Придумали: мама, щенок, совок, метла, лего.

Третий вариант игры: придумай предложений из определенного количества слов.

На кубике с заданиями нарисованы схемы предложений. Например, ребенок бросает кубик с цифрами или точками, и выпадает цифра 3. Значит. Надо будет придумать три разных предложения. На втором кубике с заданиями ему выпадает схема предложения из 3 слов. Ребенок придумывает (можно подсказывать идеи): Мама пришла домой. Медведь спит зимой. Я люблю мороженое. Задание выполненно.

Четвертый вариант игры: придумай предложение с заданным словом.

На кубике с заданиями изображаем картинки. Например, стол, белочка, машина, дерево, солнце, карандаш. Ребенок бросает первый кубик (от 1 до 3 точек или цифр). Выпадает цифра 2. Значит, ему нужно будет придумать два предложения. Выбираем на удачу слово. Попало слово карандаш. Придумываем два предложения со словом карандаш. Например: «Карандаш лежит на столе. Карандаш острый». Если же ребенок бросает кубик, и ему выпадает серая грань: «Серый цвет – пути нет», то он пропускает ход и делает один шаг назад по классикам. Если же ему выпала пустая карточка – он делает ход вперед без всяких заданий. Дети очень любят такие неожиданности.

Вы сможете придумать и другие задания. Например, скажи наоборот. Назови правильно (удобнее использовать карточки, а не кубик: много яблок, груш, слив, колёс, окон, гнёзд и так далее) и другие.

Пятый вариант игры – подбираем слова с заданной буквой или слогом.

На кубике написана буква или слог. Нужно назвать букву или слог вслух (букву дошкольники называют так: ммммм, б, п, лллл, а не «эм» или «эль») и придумать слова, в которых есть эта буква или заданный слог. Игра позволяет расширить словарный запас ребенка. Перед игрой выпишите список слов с заданными слогами, чтобы Вы могли подсказывать ребенку (у многих взрослых проблема – вспомнить слова ).

Еще один вариант игры со слогами – подобрать рифму и придумать чистоговорку. Например, на кубике написано «ры». Нужно придумать чистоговорку с этим словом. «Рырыры – вот летят шары». Или «ры-ры-ры. Катимся с горы» Или «Ры-ры-ры. Это топоры». Сочиняйте вместе с детьми, чтобы было весело. Можно придумывать юмористические варианты. Если идет автоматизация произношения звука в слогах и словах, то на одном кубике используйте слова с данным звуком (ра, ры, ро, ру, ре и т.д.).

Идея 5. Иногда можно нарисовать классики прямо на полу мелком и передвигаться по ним – это тоже интересно, необычно и привлекает внимание детей. Тогда дети не передвигают фишки, а сами прыгают в следующую клеточку. Клетки должны быть большие, а играть в такую игру на прогулке или дома можно с 2 детьми, не более (трое в одну клетку не поместятся, или им будет тесно).

Как сделать настольную речевую игру «Хитрые классики».

Нам понадобится для настольной речевой игры:

Первое. Игровое поле.

Берем лист бумаги желательно большого формата А3 для группы игроков. С одним ребенком можно играть и на формате А4 (стандартный альбомный лист). Рисуем на нем классики, нумеруем клеточки.

Варианты классиков, которые можно нарисовать на игровом поле я нарисовала для Вас в картинках к этой статье.

Второе. Карандаш или кубик с цифрами или с точками.
Какой понадобится карандаш или кубик зависит от возраста детей и уровня сложности игры.

Первый уровень сложности игры – используем только три цифры – 1 ,2, 3 (или рисуем от одной до трех точек). Т.е. на кубике или на карандаше — шесть граней. На двух из них написана цифра 1 (или нарисована 1 точка). На двух гранях – цифра 2 (или две точки). И еще на двух гранях – цифра 3 (и три точки). Цифры пишем ближе к непишущему концу карандаша ручкой очень четко.

Какая цифра стоит или сколько точек нарисовано – столько игроки и должны будут подобрать слов. Поэтому сначала даем очень простые задания – придумать до 3 слов.

Второй уровень сложности игры

Вариант А — простой или цветной карандаш с 6 гранями.
На каждой грани ближе к непишущему концу карандаша ручкой четко пишем цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 (шесть граней – шесть цифр, на одной грани – одна цифра). Карандаш хорош для детей с 6 лет и старше. Они очень любят нестандартные игровые элементы. И с удовольствием находят такой оригинальный способ использования обычной вещи, бросают карандаш на стол и смотрят, что выпало на верхней грани.

Вариант Б – кубик. Кубик с крупными точками или крупными цифрами мы используем для детей помладше – пятилеток.

Заготовку кубика Вы можете скачать в статье Нарисуйте на ней точки или поставьте крупно и четко цифры.

Третье. Фишки, которые будут передвигаться по классикам, по числу игроков.
Фишками будут цветные крупные пуговицы разного цвета по числу игроков (не более 3-4). Также в качестве фишек я часто использую фигурки животных или геометрические фигурки из полистирола. Дети любят выбирать то дельфинчика, то петушка, то собачку и использовать эти фигурки как фишки. Такие наборы продаются в интернет-магазинах, в магазинах детских и канцелярских товаров.

Четвертое. Кубики или карточки с заданиями.

Вариант А. Карточки с заданиями. Рисуем задания на картонных квадратиках или прямоугольниках – наших карточках. Например, если мы учимся делить слова на слоги, то на карточках рисуем слоговые схемы слов.

Вариант Б. Рисуем задания на еще одном кубике. Очень удобно использовать для этого старые кубики, уже неинтересные малышу, обклеив их бумагой и нарисовав на них задания.

Не забудьте добавить в игру серый запрещающие карточки и счастливые пустые карточки.

С каким количеством игроков лучше играть в эту настольную речевую игру?

Можно играть семьей: взрослые и ребенок – дошкольник, играть со старшими братьями и сестрами. Или играть парой (мама + малыш, педагог + малыш).
В эту игру с большой группой детей (8-10) играть сложно, так как они устают ждать своего хода. Если Вы хотите провести игру с большой группой детей, то есть два варианта:
1. Соревнование командами. Одна команда – это все дети. Другая – это Вы, взрослый . Получается, что все дети сразу решают задание вместе (используем в этом случае кубик с 6 гранями). Очень хорошо, если Вы будете вносить элемент задора: хотела Вам вот такой кубик с заданиями дать, но нет – не дам. Вы наверное, еще маленькие и Вам рано делать эти задания. Тогда дети упрашивают дать им этот кубик и с удовольствием убеждаются, что они большие, всё смогли!
2. Можно заготовить несколько комплектов игры. Каждая подгруппа детей играет со своим комплектом. Научите детей играть в эту игру, и они будут играть самостоятельно, обращаясь к Вам за помощью в сложных случаях или если возникли вопросы. Для самостоятельной игры даем только простые задания, с которыми дети могут самостоятельно справиться и помочь друг другу.

Желаю Вам интересных игр! Скоро у нас будет третья Интернет-Мастерская развивающих игр «Через игру – к успеху!». Присоединяетесь!

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще интересные речевые игры для детей Вы найдете в статьях сайта:

А также множество увлекательных игр для детей по развитию речи, обучению грамоте, подготовке к школе Вы найдете на специальной странице сайта с обучающими он-лайн играми, разработанными специалистами специально для обучения малышей .

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Приложение

Цикл дидактических игр направленных на ознакомление

дошкольников с трудом взрослых

Дид. игра «Что Маша хочет делать?»

Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы.

- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

Как вы думаете, что она будет делать?

Стирать.

Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено, Что собирается делать Маша?

Кукла хочет варить кашу.

Как называется каша?

Пшенная.

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам эти предметы показывают (утюг и стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому виду труда, или просто перечисляют эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивать книги, ремонтировать коробки, атрибуты.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а другие отгадывают вид труда. Или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу для угадывания.

Дид. игра «Кому это нужно?»

Цель: Закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот, т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.

Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети берут картинку и называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Дид. игра «Выбираем работу».

Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере наблюдений детей. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры: Воспитатель вместе с малышами встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем

И ракеты поведем.

Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.

В капитаны мы пойдем, Корабли мы поведем.

Показывают, как капитан смотрит в бинокль.

Вертолеты поведем.

Бегут и делают круговые движения руками над головой.

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже сами имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем,

Самолеты поведем.

В комбайнеры мы пойдем

И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.

Дид. игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры: Воспитатель спрашивает малышей, показывая картинку предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

Зачем нужно растение…(лейка)?

Почему нужно кормить …(птичка)?

- …нужно мыть…(тарелка)?

- …чистить…(ковер)?

- …стирать…(платье)?

- …гладить…(рубашка)?

- …печь…(пирожки)?

- …менять…(постельное белье)?

- …купать…(ребенок)?

Детям старшего дошкольного возраста задаются вопросы посложнее.

Зачем засевать поля…(зерно)?

- …сажать…(картофель)?

- …опрыскивать…(яблоня)?

-… покупать в магазине…(хлеб, молоко, сосиски, фрукты)?

- …ремонтировать сломавшуюся игрушку?

- …ухаживать за своим телом?

Дид. игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят: Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передавая звуками. Например: чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.

Дид. игра Что сначала, что потом?»

Цель: Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений .

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с изображением действий, производимых при пересадке комнатных растений, и просит разложить их по порядку выполнения действий.

Ø Опрокинутый горшок, из него вынимают растение;

Ø Мытье горшка;

Ø Укладывание камешков на дно горшка;

Ø Насыпание в горшок песка (высота 1см);

Ø Насыпание в горшок поверх песка немного земли;


Ø Отряхивание палочкой старой земли с корней растения;

Ø Срезание загнивших корней;

Ø Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода в корень было на поверхности, и засыпание землей;

Ø Уплотнение земли;

Ø Установка горшка с растением на поддон;

Ø Полив растения под корень.

Дид. игра «Назови профессию»

Цель: Учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

Ход игры: Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют, например:

Трактор – тракторист;

Машина – шофер;

Экскаватор – экскаваторщик;

Комбайн – комбайнер;

Подъемный кран – крановщик;

Поезд – машинист;

Корабль – капитан;

Самолет – летчик (пилот);

Космический корабль – космонавт;

Пожарная машина – пожарный;

Гоночная машина – гонщик (пилот). И т. д.

Дид. игра «Угадай профессию».

Цель : Расширять знания детей о профессиях.

Ход игры : Воспитатель показывает детям карточки и изображением предметов. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик – кроликовод;

Теленок – телятница;

Овца – овцевод;

Олень – оленевод;

Чай – чаевод;

Хлеб – хлебороб;

Сад –садовод;

Цветы – цветовод;

Пчела – пчеловод;

Поле – полевод;

Гаечный ключ – слесарь;

Ведро и швабра – уборщица;

Билет – кондуктор;

Касса – кассир;

Рубанок – столяр;

Краска и кисть – маляр;

Мастерок – штукатур;

Молот и наковальня – кузнец;

Огнетушитель – пожарный;

Шприц – медсестра;

Электропила – лесоруб;

Рыбацкая сеть – рыбак;

Доильный аппарат – доярка. И т. д.

Дид. игра «Кому без них не обойтись?»

Цель: закреплять у детей знание материалов, инструментов и оборудования, необходимого людям разных профессий.

Ход игры: Воспитатель называет предмет, а дети – профессию человека, которому этот предмет необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл. Сверло, электрокабель, гвоздь, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например: канат нужен спортсмену и матросу, и строителю, и спасателю, др.

Дид игра «Магазин посуды»

Цель : учить образовывать названия посуды.

Материал: полочка с посудой, две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, солонки.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть, какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы. Дети называют (хлебница, сахарница, салфетница). «Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья, У него нет другого названия. Не ошибайтесь называя предметы правильно: солонка, хлебница, масленка…Пожалуйста, подходите, магазин открыт»

Дид. игра «Чаепитие»

Цель: Учить детей образовывать наименования предметов посуды.

Материал: чайник, чай (заварка), чашки, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.

Ход игры: Поставим на стол самовар. Пригласим детей сесть вокруг. Скажем, что сегодня день рождения у Пети. Сейчас состоится чаепитие. Чай будем пить из самовара. Нужно заварить чай.

А какая должна быть вода, чтобы заварить чай? Сейчас возьмем заварку, положим ее в чайник и зальем горячей водой, кипятком. Пусть чай настоится. А пока накроем стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? Салфетки, конфеты? Чай можно пить с молоком. Для чего нужен чайник, для кофе – кофейник, а для молока…(молочник).

По ходу разговора взрослый ставит на стол все, что называют дети, разливают чай. Затем обращаются у имениннику: «Пятя, мы поздравляем тебя с днем рождения. Мы дарим тебе эту открытку, на которой сейчас запишем наши пожелания. Я желаю тебе здоровья. А вы, ребята, чего пожелаете Пете?» (записывают пожелания на открытку).

Дид. игра «Огородники» (русская народная игра).

Цель: закреплять представления об огородных растениях, активизировать в речи названия овощей, развивать речевой слух.

Ход игры: Каждый из играющих называет себя каким – нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом….и становится в круг. Один из участников игры – огородник - выходит на середину круга и стучит палкой о землю. Его спрашивают:

- кто там?

- Огородник!

- Зачем пришел?

- За репой!

После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

Посередке толста,

К концу востра
Прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет

(во время пения огородник стоит с закрытыми глазами). Тот на кого укажет глазами или жестом ведущий, подает голос, стараясь его изменить: «Я репа, ау!» Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя репой. Если он угадает верно, репа должна убегать, а огородник старается поймать ее.

Дид. игра «Чудесный мешочек».

Цель : Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Материал : заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Хдо игры : Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка. Какая морковка? (Длинная, красная). Калдем морковь на стол. А это что? (Огурец) Какой огурец? (Аналогичным образом достает помидор, яблоко и др.)».

Теперь зайчик с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно, она длинная, красная. Что это? (морковь). Он зеленый, длинный.

Что это? (огурец).Оно круглое, красное. Что это? (яблоко). Он круглый, красный, Что это? (помидор).

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимения : «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (яблоко). Яблоки – это фрукты. Спасибо, зайчик, что пришел к нам. До свидания».

Дид. игра «Разноцветный сундучок».

Цель: Учить детей ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде, закреплять названия продуктов питания.

Материал: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и др. предметы, обозначенные существительным среднего и женского рода , по числу детей.

Ход игры: Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко?, какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены два предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

Дид. игра «Волшебная кастрюля».

Цель: Учить детей правильно образовывать от имени существительных во мн. числе. Обогащать словарный запас. Прививать навыки здорового питания.

Материал: Силуэт кастрюли из цветного картона с наклеенным прозрачным кармашком, предметные картинки овощей и фруктов.

Ход игры: Воспитатель показывает силуэт кастрюли и сообщает, что кастрюля волшебная и по просьбе детей может сварить любой суп или фруктовый напиток. Вызванный ребенок выставляет в карман выбранную им предметную картинку. Можно использовать волшебные слова, заклинания «Раз- два-три кастрюля вари!», после чего ребенок сообщает какой суп или напиток он приготовил.

Например: Суп какой: горох – гороховый, фасоль – фасолевый, картофель – картофельный, компот какой: яблоко – яблочный, вишня – вишневый…

Игру можно усложнить предложив детям несколько предметных картинок: овощи – овощной, ягоды – ягодный, фрукты – фруктовый…

Аналогичным образом можно изготовить игру с силуэтом горшочка для варки каши: гречка – гречневая, рис – рисовая, овес – овсяная, кукуруза – кукурузная; усложнение: просо – пшеничная

Таким же образом можно изготовить игру с силуэтом банки: соки: клубника – клубничный…варенье: смородина –смородиновое, вишня – вишневое…

Дид игра «Вершки – корешки».

Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровое правило: отвечать можно только двумя словами: вершки или корешки. Кто ошибся платит фант.

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками: «Съедобный корень овоща будем называть - корешками, а съедобный плод на стебле – вершками». Воспитатель называет какой - нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т. к. в некоторых овощах съедобно то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки!», «Помидор!» - вершки, «Лук!» - вершки и корешки, Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель можно предложить иной вариант; он говорит: «вершки!», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

Дид игра «Съедобное несъедобное».

Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении кулинарных блюд.

Игровое правило: искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару нельзя, надо искать и другую пару.

Игровое действие: поиск пары, составление целого растения.

Ход игры:

Вариант 1 . После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобны корни – корешки, у других плоды – вершки, а у некоторых растений и вершки и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:

Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна будет называться «Вершки», а другая группа будет называться «Корешки» . (дети делятся на две группы).

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руки по вершку, а дети второй по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши)вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал: «Раз, два, три – свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку – корешок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок или корешок. Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2 . Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа детей. Воспитатель дает команду: «Корешки найдите свои вершки». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками. В старшей группе следует для этой игры брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например: петрушка и морковь, репа и редька. Можно положить веточки укропа – пусть поищут свои корешки. Если играющий не нашел, значит, корешки укропа несъедобные, а значит остался без пары.

Дид. игра «Все профессии важны, все профессии нужны, а кому какой нужнее?»

Цель: Активизировать знания детей о доминирующем развитие того или иного органа чувств у людей определенной профессии (повар, разведчик, дерижер, парфюмер, фокусник).

Игровое правило: Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувства (глаза, нос, уши, язык). Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке, либо возвращают обратно. Игра заканчивается когда у каждого имеется хотя бы по одной маленькой карточке. Затем дети по очереди обосновывают свой выбор. Остальные внимательно слушают и оценивают правильность выбора. Выигрывает тот, кто ни сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание: Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого, можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.


Занятие по развитию памяти у дошкольников 6-7 лет

Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам и воспитателям детского сада при работе с детьми начиная со старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Занятиям предшествует психологическая диагностика зрительной и слуховой памяти. Цель программы: максимально содействовать развитию памяти как познавательного процесса у детей дошкольного возраста
Задачи:



Программа призвана обеспечить:



Принципы построения программы:



Методология:

Цель: максимально содействовать развитию памяти как познавательным процессом у детей
Задачи:
1. развитие произвольного запоминания как основы познавательной сферы у дошкольников;
2. развитие оперативной, краткосрочной памяти у ребенка;
3. развитие опосредованного запоминания у ребенка.
Программа призвана обеспечить:
1. познавательное развитие ребенка;
2. создание условий для развития личности ребенка, его способностей;
3. оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.
Принципы построения программы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы;
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные и психо-физиологические особенности.
Занятия проводятся один раз в 2 дня.

Тематическое планирование коррекционной-развивающей работы с детьми:

Занятие 1.





Подвижная игра «Кукловод»


Цель: развитие навыков зрительной памяти



Занятие 2.

Малоподвижная игра "Опиши соседа"
Цель: развитие навыков зрительной памяти


Цель: развитие навыков зрительной памяти
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (блоки Дьенша), в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.


Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Веселый праздник; Радость; Темный лес; Болезнь; Отчаяние; Быстрый человек; Смелость; Печаль; Глухая старуха; Теплый ветер


Цель: развитие навыков зрительной памяти

Дидактическая игра «Найди отличия».
Цель: развитие навыков зрительной памяти развитие навыков опосредованного запоминания
Детям показываются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем один рисунок отличается от другого. Затем одна из карточек убирается. Задача ребенка: вспомнить, что было изображено на первой карточке.

Занятие 3.

Дидактическая игра «Подбор парных картинок»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Каждый участник получает по 4 карточки, на которых изображены разные предметы. Дети внимательно рассматривают и затем переворачивают их вниз рисунком. Ведущий открывает одну из своих карточек. Задача детей: вспомнить и открыть карточку с таким же изображением.

Малоподвижная игра "Фотоаппараты"
Цель: развитие навыков зрительной памяти

Игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие.

Дидактическая игра "Осознание визуального материала".
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросить их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложить им сравнить, насколько их рисунки


Дидактическая игра Пробуждение "чувства деталей".
Цель: развитие навыков зрительной памяти

Перейти от конкретных изображений к абстрактным. Предложить детям для начала четыре абстрактные фигуры.


Каждую из них дети должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросить ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Дидактическая игра «Сделай, как я»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Занятие 4.


Цель: развитие навыков опосредованного запоминания


В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы затем переходить к работе "только в уме".

Подвижная игра «Кукловод»
Цель: развитие двигательной памяти.
Взрослый-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

Дидактическая игра «Лото»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Ребенку предлагается запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Возможно использование для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Перед детьми ставится 6-7 игрушек. Дается сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирается одна игрушка или меняются местами. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Дидактическая игра «Найди отличия».
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Детям показываются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем один рисунок отличается от другого. Затем одна из карточек убирается. Задача ребенка: вспомнить что было изображено на первой карточке.

Занятие 5.

Дидактическая игра "Оживление".
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются. Можно предложить детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросить их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Дети рассказывают друг другу про своих зверей. Затем подводятся итоги, чей рассказ оказался самым интересным.

Дидактическая игра "Цепочка слов".
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Дидактическая игра "Запоминание слов".
Цель: развитие навыков аудиальной памяти
Попросить детей запомнить несколько логически не связанных слов. Начать с 10 слов, например: дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ: "Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает, и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ"
Сначала дети пытаются представить рассказ, составленный взрослым, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - взрослый диктуете слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.

Дидактическая игра «Снежный ком»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Занятие 6.

Дидактическая игра «Художник»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Взрослый говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок".
Ветер Грусть Солнечный день Болезнь Плакающий мальчик Смелый поступок Дождливый день Хороший пловец Больной укол Красивая прическа

Дидактическая игра "Пуговица".
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (блоки Дьенеша), в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.


Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Детям показывают набор парных картинок, перемешивают и раскладывают вниз рисунком, образовывая прямоугольник. Играющие по очереди открывают и переворачивают по две карточки, называя, что на них изображено. Если рисунки разные, то карточки возвращают на место. Если встречаются парные карточки с изображением одного и того же предмета, играющий забирает их себе. Задача детей: вспомнить, где лежат парные картинки, постараться найти и открыть их. Побеждает тот, кто наберет больше парных карточек.

Малоподвижная игра "Опиши соседа"
Цель: развитие навыков зрительной памяти

Взрослый вместе с ребенком выбирает знакомый обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

Дидактическая игра "Осознание словесного материала"
Цель: развитие навыков зрительной (аудиальной)памяти

Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".


В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы затем переходить к работе "только в уме".