Головокружительная история для лиса. «Головокружительная» история. Следуйте за видением, а не за деньгами, и тогда деньги придут

Хакатон, кодфест, марафон программирования, hack day – как ни назови, сегодня это один из самых популярных форматов мероприятий в ИТ-сфере.

Такой вид соревнований похож на классическую работу над полноценным проектом, только жизненный цикл сокращается до 24 или 48 часов и условия диктуют номинации от организаторов и партнеров.

Александр Фролов, автор проекта DMPipeline, написал колонку для Rusbase, в которой рассказал о том, что было сделано за 48 часов на AI Hackathon, организованном Science guide совместно с Flint Capital, Haxus и Embria Ventures.

Победа или участие – что важнее на хакатоне?

История одного проекта, или хакатон как челлендж

Александр Фролов

Наш проект получил второе место и признание представителей венчурных фондов потенциала, который заложен в применении технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и работы с большими данными в медицине и фармацевтике.

Отправная точка любого успеха - это желание

Я стараюсь следить за интересными IT-мероприятиями, семинарами и конференциями в нашем городе. Где-то за месяц до начала хакатона увидел в интернете информацию и зарегистрировался. Вначале думал присоединиться к какой-нибудь команде, чья идея мне понравилась бы, потом все же решил участвовать со своим проектом.


Моделирование и разработка молекул - это что-то вроде небольшого хобби для меня. Есть фраза: «физика - это то, чем занимаются физики в свободное время по вечерам».


Эта фраза полностью описывает меня, в свободное время по выходным мне интересно читать статьи, разбираться в современных алгоритмах и подходах хемоинформатики, computational biology и drug design. Поэтому нисколько не сомневался, что надо идти и участвовать в AI Hackathon.



Мне хотелось услышать мнения о проекте со стороны, посмотреть, какие вопросы появятся у экспертов, чтобы оценить привлекательность идеи «со стороны», понять, где кроются проблемы и какие могут быть точки улучшения. Сразу хочу сказать, что это был мой первый прототип, разработанный вместе с командой, до этого были только идеи, статьи, эксперименты. Опыт участия в таком масштабном хакатоне на 270 человек также для меня в новинку.

Прогресс происходит вне зоны комфорта

Вообще, разработка лекарств на основе малых молекул – это сложная и ресурсоемкая задача.


В среднем у фармацевтических компаний уходит от 7 до 15 лет на разработку лекарственной молекулы, проведение множества тестов и клинических испытаний.


На одном из этапов разработки из разных фрагментов собираются молекулы, синтезируются. На этих молекулах проводятся различные тесты – молекулы должны быть растворимы, обладать низкой кардиотоксичностью, обладать хорошей проницаемостью в клетку и так далее. А также они должны быть активными по отношению к онкологической мишени.


Это все дорого и долго. Как правило, даже у больших фармкомпаний нет возможности синтезировать и изучить все возможные химические структуры. Хакатон стал для меня выходом из, что называется, зоны комфорта, и pipeline был призван автоматизировать часть из вышеупомянутых процессов.



Мы можем на компьютере перебрать огромное химическое пространство молекул, чего никогда не удастся сделать в реальной лаборатории, оценить их физико-химические свойства и получить структуры наиболее привлекательные, чтобы стать лекарством от того или иного заболевания!

Берись и делай

Мы реализовали проект в виде SaaS-приложения и назвали DMPipeline (Druggable Molecules Pipeline). Главная цель проекта – улучшить качество лекарственных молекул и снизить затраты на R&D.



Довести проект до прототипа было сложной задачей, так как постоянно присутствовал соблазн погрузиться в изучение статей об алгоритмах ML и экспериментов с разными библиотеками. Мы даже успели пообучать сетку на Шекспире, как, наверное, все когда-то делали:)


В финале DMPipeline состоял из трех блоков:

  1. Генерация молекул предобученной RNN на основе прототипа (лекарственная молекула). Мы обучили рекурентную сеть (lstm) на выборке из 17 млн. drug like молекул.
  2. Прогнозирование физико-химических свойств (растворимость, проницаемость через кровь) с помощью xgboost. Обучающая выборка включает 1800 молекул с известной растворимостью и 700 структур с данными по проницаемости через кровь.
  3. Ранжирование и выбор топа наиболее близких по свойствам молекул к прототипу. Осуществляется процесс с помощью анализа фармацевтической молекулы (прототипа), в результате которого сервис предоставляет набор похожих молекул, обладающих приемлемыми фармакологическими свойствами и активностью по отношению к заболеванию.

В дальнейшем мы планируем реализовать и четвертый блок: предсказание схемы синтеза.


Стек технологий у нас достаточно тривиален:

  • бекенд – python, Flask, gunicorn как wsgi и все стартует supervisor,
  • ML – xgboost, char-rnn,
  • работа с молекулами – rdkit, AutoDock.

Конечно, мы понимаем, что в виде Saas-платформы наш сервис не будет востребован. Для одна из главных ценностей - это данные, и они не готовы их отдавать на сторону, то есть загружать в сторонние приложения. Pipeline скорее должен быть выполнен как Daas-приложение. Но у нас есть несколько идей и относительно того, как сделать загрузку на наш сервис безопасной, с точки зрения , и мы планируем их реализовать.



Кроме того, мы хотим улучшить UI/UX, расширить функциональность и спектр решаемых задач, а также добавить возможность интеграции с существующими платформами, применяемыми в фармацевтических компаниях.


В споре рождается истина, или все занимаются всем

С командой мы познакомились только в первый день хакатона, до этого были знакомы только виртуально. Особенно важно, что среди нас нет профессиональных специалистов. И для нас было очень интересно погружение в область , своего рода челлендж! Вся команда – это четыре человека.

  • Миша – очень крутой разработчик,
  • Таня – биоинформатик, закончила Академический Университет, работала в фармкомпании,
  • Света – закончила ФиЗфак СПбГУ (ФизФак чемпион!), сейчас работает программистом,
  • Я так же закончил ФизФак (молекулярная биофизика), занимался drug design"ом, сейчас работаю в одном крутом стартапе.

Могу сказать, что все занимались всем. И подготовку данных для обучения, и стек , и презентацию – все это мы обсуждали и готовили вместе. Каждый делился своими знаниями, высказывал мнение, именно поэтому на выходе мы получили продукт, в который верит каждый из нас.


Вся работа проходила на площадке. По домам разъезжались на несколько часов, чтобы немного поспать и почитать чуть-чуть про алгоритмы ML.

Молекула, которая находится в активном центре онкологической мишени

Если вы игнорируете подготовку – вы готовитесь к неудаче

Вопрос, как использовать 48 часов у нас не стоял. В первый же день мы нашли выборку молекул, почистили ее, и запустили обучаться сеть. К концу хакатона сеть так до конца и не дообучалась, поэтому пришлось генерировать молекулы на недообученной сети. Но, признаться, качество структур оказалось весьма приемлемым. Я ожидал более плохого результата.


В первый день мы быстренько набросали прототип бекенда, потом в последний день его уже переделывали, точнее, Миша в срочном порядке его доделывал, пока готовили презентацию. Фактически за первый день мы разобрались с генерацией молекул, а второй день посвятили фильтрации по физико-химическим свойствам и активности. Мы нашли несколько датасетов, попробовали разные модели.

Хотел бы отметить, что модель для оценки растворимости показала себя весьма неплохо! Молекулы, которые в итоге оказались в финальной выборке имели хвостики с ионизированным азотом или сульфамидом, которые действительно обеспечивают растворимость!


Уже в последний день мы все собирали в единый pipeline, отлаживали наше приложение и готовили выступление. А спустя день после хакатона заметили, что наша сетка поняла, что кислород и азот могут быть ионизованными, но не всегда правильно расставляет заряд.


Так появилась новая задачка для нас – придумать, как усовершенствовать нашу сеть, чтобы при заданном pH она отбирала правильные структуры.

Следуйте за видением, а не за деньгами, и тогда деньги придут

Мы не ожидали победы, поэтому оказались приятно удивлены. Кроме приза в 200 000 рублей, нам еще предоставили возможность на три месяца оставить себе сервер с GPU!


Мне очень нравится фраза: «Чем больше ты делаешь, тем больше ты сможешь сделать». Если есть идея, нужно пробовать! Хакатон - отличное мероприятие, чтобы попробовать свои силы и в программировании, и в качестве организатора или креативщика, проверить свою выдержку, смелость, умение делать презентации и общаться с людьми.


«Быть самым богатым человеком на кладбище не имеет для меня никакого значения. Ложиться спать с мыслью, что мы сделали нечто прекрасное – вот что для меня важно» - думаю, все знают, чьи это слова.


Поэтому ключевым фактором в любой истории или бизнесе является возможность заниматься любимым и интересным делом. Только такой путь – правильный и успешный! А если же твой проект еще и помогает другим, спасает жизни людей, то он найдет свою нишу.

Не рискует только тот, кто ничего не делает

Сейчас мы пробуем разные идеи, которые не успели опробовать в рамках хакатона.


За последние несколько лет появилось много стартапов в области healthcare. Большинство из них связано с персонализированной медициной или генетикой. В области малых молекул у нас пока, наверное, нет конкуренции – на память приходят только две компании: Atomwise и Insilo Medicine (наши соотечественники, ребята большие молодцы, у них есть интересные наработки).

  • С одной стороны, у нас есть четкое понимание, как должен выглядеть продукт, кто потенциальные пользователи и какие у них на сегодняшний день есть потребности.
  • С другой стороны, мы знаем, насколько эта предметная область сложна (можно сказать, что она только на этапе становления), и как мало пока сделано. Но надо работать, изучать и пробовать новое, экспериментировать!

Что касается продвижения, среди моих знакомых многие работают в фармкомпаниях, лабораториях, университетах. Мы часто общаемся, делимся новостями и могу сказать, что как минимум топ 20 фармацевтических компаний сотрудничают со стартапами или имеют свои внутренние команды, которые работают на стыке AI, химии, биологии. Востребованность есть, возможности огромны!


Но через 2 или 4 месяца ждать готовый прототип, появление новой компании и завоевание рынка не стоит – рано ☺

Успех обычно приходит к тем, кто слишком занят, чтобы его просто ждать

Конечно, хакатонами сегодня уже никого не удивить, и не на каждом из них рождается что-то, даже условно похожее на продукт. Однако если жизнь подсказывает и подкидывает вам разные варианты для эксперимента, извлекайте из них максимум.

  1. На AI Hackathon я нашел себе в команду недостающие «умы». Так, еще и нам очень помогли советами специалисты по Data Science, которые присутствовали на площадке.
  2. Мы задавали экспертам технические вопросы, даже узнавали об их опыте профессионального роста в своих компаниях.
  3. Много полезного вынесли после представления прототипа – тут уже нам были заданы очень полезные вопросы, которые теперь стоит обдумать и проанализировать.
  4. Еще на представлении идей (а их было 57 вместе с нашим) я для себя отметил несколько интересных проектов. Некоторые из алгоритмов планирую применить в нашем pipeline.

Вообще, новые знакомства лишними не бывают! И лично мы попали на хакатоне в такую атмосферу кодинга, когда столько людей в одном месте рождают проекты, что само по себе мотивирует на достижение высоких планок.

Рыжий лис — бот социальной сети «ВКонтакте», который предлагает пользователям бесплатные стикеры, если они будут публиковать на своих страницах «Истории» - фотографии или видеозаписи, исчезающие через сутки. Бот напомнил многим суицидную игру «Синий кит» и уже через несколько дней надоел пользователям, что породило множество мемов.

Происхождение

«ВКонтакте» запустила акцию 28 апреля. В рамках этой акции соцсеть создала бота, известного как Рыжий лис . Этот персонаж предлагал всем пользователям бесплатный пакет стикеров за то, что они будут публиковать «истории».

После публикации «Истории» нужно было написать боту и получить первую часть стикеров. Затем Лис предлагал выполнять его задания - продолжать публиковать фотографии или видео, чтобы открыть новые виды стикеров.

Эта игра многим напомнила игру «Синий кит», в которую играли подростки, выполняя задания неизвестных модераторов. Задания были связаны с нанесением увечий, а последним было — самоубийство.

Уже через пару дней пользователи стали замечать, что их друзья заполонили ленту своими «историями». Причем занимались этим даже те, кто раньше истории не публиковал. Почему существует такой спрос на стикеры в соцсети, остается загадкой. Однако на волне популярности виртуальной игры активизировались популярные паблики. Один за одним стали появляться мемы, связанные с Рыжим Лисом. Подавляющее большинство из них были на основе других мемов.

Параллельно со смешными картинками о Рыжем Лисе стали появляться и тревожные сообщения о том, что игра не просто похожа на «Синего кита», но и связана с ним. В частности, в комментариях активизировались боты, которые пересылали один и тот же текст.

Слышали про «Синий кит»? Для тех, кто в танке: это реальный квест, в котором Вам будут даваться различные задания каждый день в определенное время, целью которых будет побуждения Вас к суициду. Всего таких заданий 50, последнее угадать не трудно, исходя из цели. Задания вам выдает в ВК ваш «куратор», после того, как вы выложите на стене пост с хэштегом «Синий Кит», «Тихий Дом» и т.д. Не слышал о них, разве что, самый глухой, поскольку очень много на просторах как телевизора так и интернета вещали о подъеме уровня самоубийств среди подростков, связавшихся с этой игрой. били тревогу самые популярные блоггеры, в каждой ленте новостей можно было прочесть о какой-нибудь 13-летней девочке, спрыгнувшей с крыши многоэтажки, или как 15-летняя девочка-спортсменка из Кубани выпила средство для чистки труб, и многое подобное. И если схожестей с ежедневными заданиями, получаемыми с ВК и самовольным желанием их выполнять вам мало, то вот еще

Классное совпадение, не находите? Особенно интересно то, что все эти «группы смерти» работали через «ВКонтакте», и кому, как не им, знать, по какому принципу построена эта игра. И что же это тогда: глупейшая случайность или тончайшая шутка?

Гуляет и такой тревожный текст.

На самом деле, ЛИС — это ничто иное, как игра «Синий кит», получившая распространение в соцсети ВКонтакте этой зимой. ЛИС же — это фамилия зачинщика самой игры и создателя секты f57 (он был осужден, жаль, что не пожизненно). В самом начале ЛИС даёт тебе стикеры, словно приоткрывая врата в сакральный мир. Чтобы распахнуть их, нужно каждый день выполнять задания и выкладывать их на обозрение людей. Сегодня он повелел людям показать свои лица, что можно связать со страшным судом, где все люди снимут маски (МАСКИ — фильтры для фотографий ВКонтакте) и покажут свою суть. С каждым днем задания будут все омерзительнее, а в конце ЛИС предложит за анимированный переливающийся стикер — УБИТЬ СЕБЯ! Репостните это, если не хотите, чтобы ваши дети были затянуты в новую смертельную игру, которую спонсирует еврейская компания mail. ru и лично Алишер Усманман!!!

Галерея

Недавно, в социальной сети "вконтакте", появился интересный квест, если так можно его назвать, под названием "Рыжий лис". На сегодняшний день, многих пользователей данной социальной сети заинтересовал такой квест и люди активно участвуют в нем, выполняя всяческие задания. Сегодня он пользуется популярностью у народа, хотя на самом деле важного за собой ничего не несет.

Конечно же многих интересует, как обхитрить лиса, для чего его придумали и что дает такой квест. В нашей сегодняшней статье, мы не много подробнее рассмотрим, что это за рыжий лис, для чего его придумали и каким образом необходимо проходить квест, что собственно он из себя представляет.

"Это челлендж головокружительных историй. Выкладывай истории каждый день - так ты откроешь новые стикеры и соберёшь весь набор"

Рыжий лис - это своеобразный квест, в котором необходимо выполнять задания в социальной сети "вконтакте", за что данный лис, одарит своего исполнителя стикерами со своим изображением. Чтобы получить стикер, необходимо выполнить задание, которое приходит в личные сообщения. Зачастую эти задания не сложные, чтобы получить первые три стикера, необходимо просто написать лису "да". дальше придется выполнить определенную задачу. Следующий 4 стикер дают в том случае, если человек сделает селфи и добавит его в раздел "история" в данной социальной сети. После выполнения этого задания, на следующий день приходит следующее задание и лис может попросить написать ему какую-либо историю. Копировать из интернета тексты не стоит, поскольку робот определяет их не уникальность и не дает стикеры, можно написать простой набор слов, лишь бы он был уникальным, за что можно получить очередной стикер.

История - это короткое видео или фотография над лентой новостей. Её можно сделать только в мобильном приложении ВКонтакте. Найди синий кружок в верху ленты и нажми на плюс, чтобы создать свою историю. Как получить дополнительные стикеры, рыжий лис рассказывает уже в личных сообщениях. Впрочем сложного ничего, выполняешь задания, получаешь стикеры.

Каждый может обратить внимание, что стикеры и не очень то красивые, не интересные, масса бесплатных стикеров в социальной сети вконтакте выглядят на много привлекательнее, этого лиса. Но азарт берет верх и азартные люди обязательно поведуться на то, что бы собрать весь набор совершенно не нужных на самом то деле им стикеров.

С недавних пор, данная социальная сеть обновилась и стала очень похожа на фейсбук, появилось много функций, которые на самом то деле и не нужны. Так и появилась функция "история". Но бывалые пользователи социальной сети, не очень восприняли новшество и пользоваться этой функцией отказались. Обычно история появляется в новостной ленте, а это была бы прекрасная функция для рекламы, которая потерпела крах.

Теперь же, чтобы оживить эту функцию, придумали такого рыжего лиса. Если сильно хочется получить стикеры, то только через функцию в новостной ленте "История", можно получить стикеры. Кроме того, лис оказывается очень назойливым и присылает каждый день новые сообщения с содержанием не для всех понятным, что видно на следующем фото.

Вот так вот, если ты не "хакнешь" систему, что еще такое "хакнешь", то она тебя.

В общем решать только вам, нужен вам рыжий лис или же нет, но и без того понятно, что это совершенно бессмысленная игра или квест, за которую дают совершенно не красивые стикеры. Разве что если у вас есть азарт и интерес, что же будет дальше, то попробовать можно и выставить себя в историю в новостной ленте, что смотрится как-то странно.

Видео обзор

Все(5)