Анализ игровой деятельности детей в старшей группе. Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности Анализ проведения подвижной игры

В 2013 – 2014 учебный год старшую группу № 2 посещали 20 детей: 11 девочек и 9 мальчиков. Работали по «Основной общеобразовательной программе МБДОУ Детский сад №1», которая базируется на программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Нами были поставлены задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие:
Обогащать представление о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности: о себе, о семье, о своих сверстниках. Развивать и обогащать словарь детей.
Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и их результатам.
Формировать основу безопасности собственной жизнедеятельности, окружающего мира, природы.
2. Познавательное развитие:
Учить самостоятельно применять доступные способы познания, размышлять, развивать умственные способности.
Формировать первичное представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, звучании, ритме, темпе и др.).
Иметь представление о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.
3. Речевое развитие:
Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.
Формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Развивать у детей фонематический слух. Определять место звука в слове.
Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок.
Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
4. Художественно-эстетическое развитие:
Развивать любовь к художественному творчеству, различать жанры литературных произведений, выразительно читать стихи.
Учить слушать и различать жанры музыкальных произведений, ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, исполнять песни.
Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Развивать творческую активность, воображение.
5. Физическое развитие:
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, формировать представление о здоровом образе жизни.
Укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, использовать комплексную диагностику и мониторинг состояния здоровья детей.
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организуя деятельность детей, мы старались развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных ситуаций. Обучение предполагает занятие по подгруппам и имеет интегрированный характер. Назначение этих занятий состоит в систематизации, углублении, обогащении личного опыта ребенка. Все эти задачи решаются совместно в тесном взаимодействии с семьей, все усилия направлены на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий.
Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада.
В течение года совершенствовали работу по сохранению и укреплению здоровья детей: проводили утреннюю гимнастику, занятия физкультурой, полоскание горла, чесночные бусы, физкультминутки во время занятий, гимнастику после сна, прогулки и игры на свежем воздухе.
При диагностировании уровня интегрированных качеств было выявлено:
в начале учебного года низкого уровня – 9,4%, ниже среднего – 18,8%, средний - 23,5%, выше среднего – 47%, высокий уровень – 0%;
в конце учебного года ниже среднего – 10%, средний - 25%, выше среднего – 45%, высокий уровень – 20%.
Воспитанники принимали участие в Олимпийской неделе детского сада, в муниципальном этапе кроевого конкурса «Служба спасения – 01», в Международной конкурсе –игре по физической культцре «Орлёнок», Бочка Екатерина, Даша Шумидуб и Даниил Глушко приняли участиет во всероссийском дистанционном конкурсе рисунков детей, посвященном «Дню Матери», Даша Шумидуб участвовала в Фестивале детского творчества.
В работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнения, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала, показывать стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, родителей, использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
Знания и навыки, полученные на занятиях, мы систематически закрепляли и продолжали применять в разных видах деятельности детей. Использовали дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащали математические представления через наблюдения и явлений предметов.
Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды.
Особенности развития ребёнка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.
Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг-другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценируют сказки, устраивают игры-драматизации.
В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также стараемся воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравится играть с разнообразными конструкторами, с мелкими игрушками в уголках дорожного движения, а так же с настольными играми.
В группе все оборудование, игры, игрушки находится в доступном, удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Мы стараемся создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.
Развивающая среда в начале учебного года пополнялась за счет помощи родителей следующим оборудованием и атрибутами:
приобретены дидактические игры «Лото-порт», «Профессии»;
для физкультурного уголка оформлены альбомы «Олимпиада Сочи», «Здоровый образ жизни», приобретены мячи, султанчики, бадминтон, корзины для мячей;
для нравственно-патриотического уголка красочно оформлен альбом «Кубань – жемчужина России»;
в книжный уголок приобретены книги: «Сказки Пушкина», «Рыцари и замки», «Космос», «А что у вас?», чистоговорки;
сформированы коллекции монет, марок, значков;
собран природный материал для поделок и творчества: ракушки, шишки и др.;
для сюжетно-ролевых игр сшиты шапочки, бескозырки, воротнички, шторы, балдахин.
При подготовке к учебному году, родители оказали помощь в оснащении группы методическими пособиями, участвовали в озеленении участка, покраске оборудования, был приобретен песок для песочницы. Так, благодаря родителям, пополнили развивающую среду в группе.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих ценностное развитие личности дошкольника, повышения компетентности родителей в области воспитания. Для более тесного знакомства с семьями детей провели анкетирование, тема: «Социально-нравственное воспитание-важный фактор социализации детей», организовали посещение семьи Ряшкина Саши.
На протяжении всего учебного года проводилась планомерная работа с родителями. Даны консультации в уголок для родителей следующего содержания:
«Как проводить праздники с детьми в семье»;
«Правила безопасности детей на дорогах»;
«Как правильно учить с детьми стихотворения»;
«Природа и нравственное воспитание старших дошкольников»;
«Как учить вежливости ребенка: дома и в гостях»;
«Как преодолеть рассеянность ребенка»;
«Роль труда в воспитании ребенка».
Также, согласно плану, проводились родительские собрания:
«Знакомство с задачами воспитания и обучения в старшей группе»;
«Здоровье детей – в наших руках»;
«Воспитание нравственно-патриотических чувств»;
«Об усилении мер по обеспечению безопасности воспитанников ДОУ в период проведения первомайских праздников»;
«Наши успехи и достижения».
Один из более важных моментов в работе с родителями – ежедневное информирование их о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Мы стараемся вести ежедневные индивидуальные беседы с родителями, постоянно стараемся вовлекать родителей в воспитательно- образовательный процесс, участие в мероприятиях, конкурсах.
Так, родители принимали участие в пасхальной акции «От сердца - к сердцу», «Наши мамы лучше всех».
Были организованы для детей и родителей мероприятия: «День матери», «Осенний праздник», «Новогодняя сказка», «День Защитника Отечества», «8 Марта – праздник мам и бабушек», «День Победы».
В течение года мы принимали участие в педсоветах, знакомились с новыми идеями в области педагогики.
Под руководством Бабенко С.В. была проведена подготовка детей к участию в конкурсе детского художественного и литературного творчества «Служба спасения 01». Во всероссийском дистанционном конкурсе рисунков детей, посвященном «Дню Матери», за подготовку учащихся наградили грамотой Гонтарь Н.П., Бабенко С.В.
В марте 2014 года Гонтарь Н.П. прошла курсы повышения квалификации.
Бабенко С.В. открыла свой сайт на ns.portal.ru в социальной сети работников образования, где разместила портфолио, конспект НОД по математике, по познавательному развитию. Аттестована в феврале 2014 года на первую квалификационную категорию Бабенко С.В., посещала форум работников дошкольного образования Щербиновского района, РМО воспитателей дошкольных групп.
Также участвовали в субботниках, в покраске. Работа велась на хорошем уровне.

ШОРЕНА РЕЗОВНА КВАРАЦХЕЛИЯ

«Недели игры и игрушки » .

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».

Платон (427 347 до н. э.)

Игра - основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

По мнению Д. Б. Эльконина(1978, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Разве можно не согласиться с этими выдающимися людьми! Ведь у детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку.

И наша задача - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений, самые яркие, такие которые могут послужить сюжетом хорошей игры . Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. А также искусство и художественная литература играет не маловажную роль в формировании личности ребенка. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, "что такое хорошо и что такое плохо". Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений. Неделя игры и игрушки то , что проводится в детских садах , дает возможность детям творчески проявить себя. Дает эмоциональную разрядку.

В этом году в нашем саду прошла неделя «Игры и игрушки в феврале .

Цель тематической недели : привлечь детей к разнообразию видов игровой деятельности, продолжать развивать и воспитывать интерес к играм, углублять знания о некоторых играх и игрушках , воспитывать бережное отношение к ним. А также, привлечение родителей к активному обсуждению вопросов создания условий для развития игры в домашних условиях…

Целую неделю дети узнавали много нового. Мы – воспитатели, рассказывали историю игрушек , а также об игрушках других народов . Читали, разучивали стихи, о игрушках . Ребята играли в сюжетно-ролевые, настольно – печатные и дидактические игры , рисовали, лепили, конструировали, организовали театрализованное представление. Провели КВЕСТ (логопед и психолог) «В мире животных» , музыкальный досуг - «Заколдованный город» . (музыкальный руководитель) . Дети приносили свои любимые игрушки , с удовольствием демонстрировали и рассказывали о них. С родителями провели беседу : «Играем с детьми дома» ; печатную консультацию : «Правильные игрушки » , вручали памятку и давали советы о том, как важно в жизни и в развитии ребенка игра. К сожалению, запланированный мастер – класс с родителями пришлось отменить из – за массовой заболеваемости ОРВ, но провели его с детьми и изготовили русскую народную тряпичную куклу - «Веснянка» своими руками.

Согласно цели нами был разработан план мероприятий на неделю

В процессе тематической недели у детей сформировалось бережное отношение к игрушкам . В ходе бесед дети узнали много нового об истории игрушек , об их производстве. Ребята научились самостоятельно составлять небольшие рассказы об игрушках . Дети проявили творческий подход в продуктивных видах деятельности. Работа помогла в развитии коммуникативных навыков детей. Родители воспитанников, с интересом, заботой и ответственностью подошли к вопросам воспитания, развития детей. Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству нас воспитателей, детей и родителей, нам удалось достичь намеченной цели.






























Игра игрой меняется,

Кончается игра.

А дружба не кончается.

Ура! Ура! Ура!

Публикации по теме:

Знакомство детей с народными подвижными играми происходит при проведении прогулок, спортивных праздников и развлечений,НОДах. Большим шагом.

Вот и закончилась традиционная осенняя неделя «Игры и игрушки» в нашей группе. Неделя была насыщена интересными мероприятиями и играми.

Планирование Недели игры и игрушки Неделя игры и игрушки. ХОРОШИ УНАС ИГРУШКИ:КУКЛЫ,МИШКИ И ХЛОПУШКИ,С НИМИ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ,НО НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ- ИГРУШКИ НЕ ЛЮДИ,НО ВСЕ ПОНИМАЮТ,И.

Планирование тематической недели «Игры и игрушки» в подготовительной группе Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города.

Елена Рудь

В детском саду игра для ребёнка - это основная форма деятельности ребёнка . Большую часть своего времени ребёнок проводит в игре. Это могут быть сюжетно - ролевые, дидактические,конструирование, во что играть они выбирают сами. Игра развивает у ребёнка связную речь (умение вести диалог, коммуникативные способности (свободное общение со сверстникам) . В игровом уголке нашей группы есть "Парикмахерская", "Магазин", "Поликлиника", атрибуты для игры в семью - спальня, кухня. Есть уголок дидактических игр и конструирования. Кроме этого в свободное время мои дети очень любят рисовать.








Публикации по теме:

Театрализованная деятельность в старшей группе "Крошка Енот". Последняя неделя марта в нашем саду была посвящена театру. Приобщение детей.

Цель: Вовлечь детей в игровую ситуацию, с последующим развивающимся сюжетом, включающим элементы сюжетной игры, игры-драматизации, сюжетно.

Конспект игровой деятельности в старшей группе «Волшебный весенний барабан» Цель: закрепить знания старших дошкольников о природных особенностях весны. Задачи: Развивать умение выкладывать логическую цепочку картинок.

Конспект музыкального занятия в средней группе с элементами игровой деятельности Конспект музыкального занятия в средней группе с элементами игровой деятельности. Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Образовательная область: «Физическое развитие». Цель: вызвать положительные эмоции детей при знакомстве с якутскими национальными играми.

Конспект совместной игровой театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку» Тема «Путешествие в сказку». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое.

Отчет по игровой деятельности во второй младшей группе Игра- основной вид деятельности дошкольников, она является ведущим видом деятельности, оказывает значительное влияние на всестороннее развитие.

Открытый урок по музыкально-игровой деятельности во второй младшей группе Конспект занятия по музыкально-игровой деятельности во второй младшей группе Музыкальный руководитель: Майорова Ю. А. Цель: развитие у.

Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного образования «От рождения до школы» - под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

При работе Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Ведущими целями программы являются:

Создание благоприятных условий;

Формирование основ базовой культуры личности;

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

В течение всего учебного года в нашей группе эти цели реализовывались в процессе разнообразных видов деятельности с детьми: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Все виды деятельности входят в основные ОО:

Физическое;

Познавательное;

Речевое;

Художественно-эстетическое;

Социально-коммуникативное

К вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста мы подходили со всей серьезностью. Каждый день проводились зарядка, закаливание, дыхательные упражнения, подвижные игры, прогулки. Для родителей были предоставлены консультации. Физическая культура проводилась три раза в неделю (1 занятие на улице). Были созданы необходимые условия для использования физического оборудования детьми в самостоятельной деятельности, как в группе так и на прогулке. На свежем воздухе, те дети, которые нуждались в закреплении или упражнении основных видов движений (Ксюша Б., Кирилл Ч., Миша С., Соня Р.), привлекались к занятиям на физкультурной площадке с использованием инвентаря. В физкультурном уголке группы есть мячи, кегли, массажные кольца и мячи, обручи, прыгалки, мешочки и многое другое, что способствует укреплению и развитию здоровья и двигательной активности детей.

Речевое развитие проходило через следующие области: коммуникация; чтение художественной литературы; познание; кругозор.

В познании дети научились создавать множества (группы предметов), разбивать множества на части, понимать, что множество больше части. Сравнивают рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств. Знают порядковый и обратный счет в пределах 10. Сравнивают предметы по величине опосредованно с помощью третьего. Дети научились называть части, полученные от деления предмета. Дети имеют представление о частях суток.

К концу года по направлению речевое развитие ребята умеют рассказывать стихи громко и с выражением, инсценировать сказки, умеют рассказать о своем восприятии конкретного поступка героя произведения. Рассматривают иллюстрации в книжках.

Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника. В нашей группе оно развивалось через образовательную область «Художественное творчество» это рисование, лепка и аппликация. Рисование проводилось 2 раза в неделю. Лепка проводились один раз в 2 недели, аппликация один раз в две недели. Дети научились передавать в изображении основные свойства предмета (форма, размер, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей.

Социально-коммуникативное развитие детей. Чтоб получить положительный результат в данной образовательной области, на протяжении всего года, мы подводили детей к освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Через художественные произведения на прогулки закрепляли представления детей о правилах дорожного движения, развивали наблюдательность, внимание к движению на дороге.

Через трудовое воспитание: развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

С детьми формировали представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщали к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передавали детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формировали умение осторожно и осмотрительно относиться к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В работе с детьми по всем образовательным областям, были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение, рассматривание, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми, поощрения и т.д. В группе (приобретенный и сделанный своими руками) и в методическом кабинете МБДОУ имеется разнообразный материал: методическое пособие, игрушки, сюжетные картины и предметные картинки, дидактические игры и многое другое, чем мы, педагоги пользуемся для обучения детей и достижений положительного результата в развитии детей.

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития;

Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

Знания и навыки, полученные на занятиях необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разных видах деятельности детей. Использовать дид. игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащать математические представления через наблюдения и явлений предметов.

с детьми используются современные технологии, такие как социоигровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, п/игры имитационного характера, сюжетно-ролевые) здоровьесберегающие и экологические технологии, образовательная деятельность проводится с использованием аудиосистемы, дидактического материала, мольбертов, магнитных досок, различных игрушек, пособий и др.

К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Наши дети, в течении всего учебного года принимали активное участие в различных мероприятиях проводимых на уровне ДОУ. В начале года мы принимали участие в семейном смотре-конкурсе «Природа и фантазия», где грамотами были награждены: Перекатнов Кирилл, Лазарева Катя.

В своей группе мы организовали семейный смотр-конкурс «Елочка красавица», за активное участие в конкурсе семьям Поповых, Щипановых, Лазаревых, Левочкиных, Андрияновых, Нахбаровых.

Дети нашей группы принимали активное участие на протяжении всего учебного года в муниципальных конкурсах:

  1. Конкурс детского рисунка по произведениям А. Барто. Где Левочкина Алина заняла 1 место, а К.Наташа и Ч. Соня - участницы.
  2. Конкурс рисунка «Все на выборы!» Щ. Елисей стал победителем.
  3. Конкурс рисунков «Профессия моих родителей» участвовали Щ.Елисей, Л. Катя, С. Миша, А. Юра, Л. Алина.
  4. Конкурс рисунков «Эта русская сторонка, это Родина моя!» Китинская Софья заняла 2 место в номинации «Русь православная», а Лукьян София 1 место в номинации «Раскрытие поэтического образа»
  5. Конкурс совместного творчества детей и родителей «Красота России» призерами стала семья Китинских в номинации «Оригинальность работы»
  6. Конкурс детского творчества «Рождественская звезда» в номинации «Россия провославная» Лукьян София заняла 1 место.

В течении всего года в нашем детском саду проводились разные праздники и развлечения: «Осень к нам пришла», «Новый год», «День здоровья» и другие, где дети принимали активное участие, играли, читали стихи, танцевали, пели песни.

За 2015-2016 уч. год воспитатель старшей группы №4 Скотникова М.А. посетила РМО «Проектная деятельность в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

В старшей группе в течении всего года дети посещали разные кружки: Физкультурный, Театрализованная деятельность, Занимательная математика. В группе был изготовлен и оформлен уголок изо деятельности, уголок ряженья. Воспитатель Морозова Г.А оформила театральную ширму. Совместно с детьми были изготовлены д\и «Цвета радуги», «Чья роспись?». Были приобретен иллюстративный материал на темы: «Космос», «Как наши предки открывали мир», « Как наши предки шили одежду» и др.

В течение года первостепенное значение для нас имело:

Забота и здоровье каждого ребенка; благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка; создание в группе доброжелательного отношения ко всем воспитанникам; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, и их интеграция; творческая креативность воспитательно - образовательного процесса; единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

При решении этих задач мы учитывали принцип дошкольной дидактики:

принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста;

принцип последовательности; принцип систематичности; принцип повторности.

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Составила: воспитатель

Алексеенко Яна Валериевна.

Пояснительная записка

    Варианты анализа игровой деятельности

    Диагностика игровой деятельности дошкольников

    Планирование игровой деятельности дошкольников

Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогуследует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.

Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.

1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

9. Приемы руководства разным видами игр.

10. Окончание игры.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

устранялись? в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

Расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

Интересовался: «Во что играете?»;

Предлагал новые игровые действия;

Предлагал новые роли;

Вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

Предлагал новые игровые ситуации;

Давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

Задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

Брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

Давал оценку (анализ) игры;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

Вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

Сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

Побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

Предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

Побуждал детей объединять разные игры между собой;

Использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

10. Окончание игры.

Настольно-печатные игры.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата - подготовка к игре:

Планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

Создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

Подготовка детей;

По чьей инициативе возникла игра;

Имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

Самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

В чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

Не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

Деятельность детей в игре;

Как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

Как была закончена игра - организованно или неожиданно;

Как проведен анализ.

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

    Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

    Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

    Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

    Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

    Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

    Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

А) по заданной теме;

Б) по замыслу;

В) по условиям;

Г) «по моделям».

    Место и время для игры.

    Объединения детей.

    Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

    Воспитательная направленность игры.

2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Критерии развития игровой деятельности

I . Условия для возникновения и развертывания игр детей

    Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

    Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

    В качестве непосредственных участников игры педагоги предла­гают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами - «Съедобное - несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).

    Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельно­сти в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

    Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвиж­ными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II . Условия для развития общения между детьми в игре

    Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные иг­ры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обо­гащения игровым опытом).

    Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

    Развивают у детей умение общаться по поводу игры (дого­вариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III . Педагоги создают условия для развития творческой актив­ности детей в игре

    Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

    Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

    Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сю­жетов; введению оригинальных персонажей в традиционные иг­ры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

    Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

    Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной ат­мосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

    Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой де­тей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV . Сотрудники реализуют индивидуальный подход в органи­зации игры детей

    Организуют игры с учетом личных особенностей и специаль­ных потребностей детей (игры, стимулирующие активность за­стенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задерж­ками развития; повышающие самоконтроль у излишке растормо­женных и агрессивных детей).

    Обращают особое внимание на «изолированных» детей (орга­низуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).

    Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам - роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

    Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

V . Сотрудники способствуют развитию разных видов игры

    Организуют сюжетно-ролевую игру.

    Организуют игры с правилами.

    Способствуют возникновению режиссерской игры.

    Организуют игры-драматизации.

    Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

    Организуют подвижные спортивные игры.

    Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

    Приобщают к играм разных народов.